Судьба Ксении Годуновой — родной дочери царя Бориса — всегда вызывала интерес историков. В результате внезапной смерти Годунова, члены его семьи оказались на волосок от смерти: бояре шутить не любили. Царь умер в 53 года после многих лет очень удачного правления: в его эпоху Москва окрепла и похорошела, а периферия перестала интриговать.
На трон взошел сын Бориса — умный, энергичный, образованный Фёдор, но у власти не удержался. Царя Федора и его мать убили, официально объявив, что они отравились. После смерти Годунова только дочь Ксения осталась жива — непонятно, почему ее пощадили. Обычно если устраняют влиятельную семью в политических целях, то делают это целиком — чтобы некому было мстить.
Надо отметить, что царь Борис ушел в мир иной как раз в ту пору, когда на горизонте уже маячил самозванец, называвший себя выжившим царевичем Дмитрием. На Руси самозванцы появлялись часто и, как правило, обязательно формировали вокруг себя мощную оппозицию.
Судьба Ксении — дочери царя Бориса — оказалась незавидной
Сложно себе представить, что переживает молодая женщина, когда ее отец царь внезапно умирает, а потом при странных обстоятельствах уходит и мать с братом. После смерти Годунова Ксения попала под домашний арест в дом князя Василия Мосальского — сподвижники царя-самозванца зорко ее охраняли, рассказывал в летописи «Временник» дьяк Иван Тимофеев.
«А бдительно охраняемую девицу, он, после своего вступления в город, как рабу, без всякого царского чина, с ласковым принуждением вывел из царского дворца и в частном доме угождавшего ему и приближенного к нему нового вельможи, без её согласия, срезал, как недозрелый колос, — одел в монашеские одежды. И было бы удивительно, если не было ей чего-либо тайно-оскорбительного от отступника», — отмечал Тимофеев.
Ксению принудительно постригли в монахини — это была давняя традиция знатных семей и монархов на Руси. Это свидетельствует о том, что убивать женщин было всё же не принято — если была возможность обойтись без кровопролития, ею пользовались. Под домашним арестом Ксения пробыла более полугода: в апреле умер царь Борис, летом развернулся самозванец, а в ноябре было принято решение по царёвой дщери. Всё это время окутано тайной, но летописцы уверяют, что она стала наложницей царя-самозванца, который и вправду отличался похотливостью фавна.
Князь Иван Катырев-Ростовский предполагал в своих мемуарах, что: «Царевну же Ксению, дщерь царя борисову, девицу сущу, срамотне счиниша над нею и девство её блудом».
В ноябре 1605 года Лжедмитрий одобрил решение отправить Ксению Годунову в Белоозерский монастырь, где внучка Малюты Скуратова и сестра царя Фёдора II приняла схиму под именем Ольга. Злые языки уверяли, что в монастыре Ксения родила ребенка, чьим отцом был, по всей видимости, Лжедмитрий. Буквально через год, когда самозванца свергнут, у царевой дочери начнется новый этап жизни. Умерла Ксения 30 августа 1622 года в возрасте 40 лет в монастыре.