Закрыть

Колонки

Газа, ноябрь 2012. Начало нового этапа

 

Важный и многозначительный момент заключается в том, что события начались почти сразу после переизбрания Барака Обамы на второй срок. Нужно отдавать себе отчет в том, что в нынешней ситуации Израиль ничего не будет делать без отмашки со стороны «Вашингтонского обкома партии». По крайней мере, по двум причинам. Во-первых, существует прочный альянс между американским генералитетом и израильской военной верхушкой. Во-вторых, между Нетаньяху и Генштабом израильской армии все более острыми становятся разногласия.

Что требуется Вашингтону в нынешней ситуации в первую очередь?

Стабилизировать ситуацию на ближайшие два-три года на своих условиях,  предотвратить большую войну в регионе, остановить арабскую революцию, сформировать новые долгосрочные геополитические коалиции, остановить распространение радикального Ислама. Практически это означает, что необходимо создать большую коалицию в составе США, Турции, Египта, ослабить ХАМАС за счет ликвидации тех лидеров, которые выступают за продолжение вооруженного сопротивления,  поставить ХАМАС как авангард «Братьев-мусульман» под совместный турецко-египетский контроль,  подсоединить к египетско-турецкому альянсу арабские государства Залива, прежде всего Саудовскую Аравию и Катар.

Военно-разведывательное сообщество США объективно заинтересовано, прежде всего, в том, чтобы физически уничтожить тех радикальных вооруженных командиров в секторе Газа, которые в значительной степени являются идеологическим примером для подражания для многих суннитских джихадистов во всем исламском мире. Если проанализировать все ноябрьские точечные удары по персоналиям, которые нанесли израильтяне  в секторе Газа, то их целями стали свыше тридцати полевых командиров «Бригад Изз ад-Дин аль-Кассама», Исламского джихада и других организаций палестинского сопротивления, занимавших непримиримые жесткие позиции. Начались они с уничтожения легендарного Ахмеда Джабари 14 ноября. Именно эти убийства, которые, конечно, готовились не один месяц, стали причиной резкого обострения ситуации.

Нетаньяху хотел маленькой победоносной войны перед выборами

В январе в Израиле состоятся выборы в кнессет. Нетаньяху, который объединился с Либерманом («Наш дом – Израиль»), пока имеет шансы на выигрыш. Однако на всех израильских выборах ключевым является вопрос об отношениях с Вашингтоном. Выигрывает та коалиция, которую гласно или негласно поддерживает Белый дом. Как известно, отношения между Нетаньяху и Обамой не сложились. Более того, за последние месяцы они обострились, потому что Нетаньяху открыто поддерживал Ромни.

Это резко подрывает шансы Нетаньяху и всего ультраправого спектра Израиля, рискующих в январе 2013 года потерять контроль над правительством.  В более широком плане вопрос стоит таким образом: будет ли Израиль по-прежнему балансировать между международным сионизмом и США, или же полностью превратится в американскую внешнеполитическую функцию?

Поэтому для Нетаньяху было очень важно реально продемонстрировать израильскому электорату, что именно он — тот лидер, который, несмотря ни на что, имеет хорошие отношения с американцами, американской элитой, администрацией. И наилучший путь для этого – развязать маленькую войну на Ближнем Востоке, прежде всего, против Газы. В этом случае американское еврейское лобби США должно заставить американскую администрацию заявить, что США – лучший друг Израиля,  Обама публично выступит в поддержку Нетаньяху – «Америка  всегда на стороне Израиля», а Клинтон должна будет обязательно приехать в Израиль и заявить на совместной пресс-конференции: «Мы стоим плечом к плечу с нашими израильскими друзьями». Все так в результате и произошло. Однако несмотря на эту игру, окружение Обамы исходит из того, что Нетаньяху в январе надо будет «слить».

Фактор изменения военной ситуации

После 2008 года боевая мощь «Бригад Изз ад-Дин аль-Кассама» существенно возросла, на вооружении появились  принципиально новые типы оружия. Израильский Генштаб пришел к выводу, что необходимо, чтобы ХАМАС заранее использовал накопленный потенциал – в частности, ракеты повышенной дальности  (в том числе иранского и сирийского производства), переносные российские ПЗРК,  российские «Корнеты» и т.д. И сейчас можно сказать, что этой цели израильтяне добились, потому что бригады Изз ад-Дин аль-Кассама истратили значительное количество накопленного вооружения. А с учетом того, что поставка этих вооружений сейчас затруднена из-за ухудшения отношений с Сирией, Ираном и так далее, возникают специфические трудности пополнения запасов. Другое дело, что эта проблема носит чисто временной характер.

Следующий фактор — проблема взаимоотношений между Газой, палестинцами и их союзниками и партнерами со стороны «Братьев-мусульман», прежде всего, в Египте и в Турции. Нынешняя военная конфронтация, война – это возможность сформировать до конца суннитский альянс «Братьев-мусульман» между турками и египтянами.

Египет и Турция приняли активное участие в миротворческих  усилиях. Эрдоган и Мурси  выступили с крайне жесткими осуждениями Израиля. Премьер-министр Египта и министр иностранных дел Турции посетили Газу с выражением моральной поддержки. Наряду с официальным визитом эмира Катара в Газу, все эти контакты резко усилили вес и влияние ХАМАС на арабской сцене. Но самое главное заключается в том, что именно Египет и Турция могут стать гарантами длительного перемирия между Газой и Израилем.

Интересы  ХАМАС

Почему же Движение исламского сопротивления  в этой ситуации пошло на использование того потенциала, который у него есть (хотя я уверен, что это далеко не весь потенциал), и раскрыло в некой степени свои карты? А потому, что ХАМАС добился таких успехов, о которых еще несколько лет назад можно было лишь мечтать. Бригады Кассама использовали ПЗРК, которые они получили, в частности, из Ливии, при помощи которых были сбиты несколько вертолетов, самолетов, о которых израильтяне пока молчат. При помощи управляемых ракет были уничтожены несколько бронетранспортеров, погибло несколько десятков военных, о чем тоже, из-за правил военной цензуры, Израиль молчит и сообщит лишь месяца через полтора. Но, во всяком случае, сейчас израильские ВВС на средней высоте летать уже над Газой не рискуют. И те бомбардировки, которые там происходят, происходят с большой высоты, при помощи так называемых «умных ракет». То есть ХАМАС показал свой возросший военный потенциал, который в решающей степени был сформирован при братской помощи Исламской Республики Иран, Сирии и «Хизбаллы».

Руководство ХАМАС понимает, что наступает некий принципиально новый момент, начинается новый раунд борьбы, начинается реструктуризация конфликта с новыми правилами. И ХАМАС должен на полноправной основе участвовать в этой новой игре на Ближнем Востоке, а самый лучший способ – это, конечно, в какой-то степени продемонстрировать свой потенциал. Кроме того, тут есть еще проблема так называемого стратегического вызова. Когда Израиль начал уничтожать полевых командиров «Бригад Кассама», ХАМАС должен был предельно жестко отреагировать на этот вызов. В ином варианте поведение Движения было бы воспринято как показатель слабости. А проявление  слабости в любом сложном конфликте может предшествовать  стратегическому поражению.

Газа как основа нового альянса

Итак, Нетаньяху хочет опять стать премьером. Израильские военные желают  укрепить свои стратегические отношения с США. Американцы хотят, чтобы в регионе усилилась управляемая стабильность, причем управляемая именно Вашингтоном. Для этого они составляют этот египетско-турецкий альянс вокруг Газы. В результате может возникнуть так называемый  «большой треугольник»: Америка-Турция-Египет, основой которого может стать разблокирование анклава (с точки зрения египтян и турков) или совместный  контроль над Газой (с точки зрения Вашингтона).

Но именно Газа  может стать основой такой стратегической договоренности.

Конечно, для Соединенных Штатов это крайне выгодно, потому что они как бы становятся гарантом договоренности между, с одной стороны, ХАМАС, Турцией и Египтом, а, с другой стороны, Израилем. Туркам это тоже выгодно, потому что Анкара подтверждает свои претензии на лидерство в исламском мире. Мурси  это выгодно в нынешней ситуации не менее, потому что они получают очень важный козырь в игре с Западом. «Братья-мусульмане» в Египте сформировали правительство, взяли на себя ответственность, но для стратегических переговоров с Западом Каиру нужны реальные козыри. В результате заключения перемирия между ХАМАС и Израилем такой козырь  появляется  – фактическая опека над Газой.

Ну а интересы ХАМАС заключаются в том, чтобы в большой игре учитывались интересы палестинского народа, а также интересы самого ХАМАСа.

Шамиль  Султанов, президент Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир»


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях