Закрыть

История

В Москве испытали электроколяску для полностью парализованных людей: люди с ограниченными возможностями смогут управлять ею «силой мысли»

 

В столице России прошли испытания новой инвалидной коляски. Теперь люди с ограниченными возможностями смогут управлять коляской «силой мысли», российские ученые изобрели для такой коляски специальную нейрогарнитуру, сообщает «Российская газета».

Вся «фишка» нового девайса — в нейрогарнитуре, считывающей сигналы мозга и перерабатывающей их в электрические команды: «вперед», «вправо», «влево» и «стой». Шлем — эластичная «шапочка» с электродами — подключается к компьютеру по блютус, тот моментально обрабатывает поступающий сигнал и передает команды на двигатель коляски.

Первый пилот Евгений Красноперов больше 10 лет прикован к кровати, у него поврежден позвоночник, отказали ноги и плохо работают руки. Но с помощью нейроинтерфейса он снова может самостоятельно двигаться. С задачей — проехать прямо, сделать несколько поворотов, зигзаг, а потом вернуться в первоначальную точку — справился хорошо. Но, как признается сам испытатель, тут есть еще над чем работать.

Сложность в том, что для каждого пилота программу состояний мозга приходится подбирать индивидуально: для кого-то «вправо» будет ассоциироваться с медитацией, а для кого-то, наоборот, с выбросом адреналина. Проект находится на стадии доклинических испытаний. Как признаются пилоты, научиться управлять новой коляской — задача посложнее, чем получить водительские права.

По прогнозам, этот девайс должен появиться на рынке только через четыре года. Более 600 миллионов рублей на проект должен выделить российский бюджет, еще столько же — частные инвесторы. Девайс будет максимально доступным для инвалидов. Нейроинтерфейс управления коляской российский разработчик хочет продавать за 25 тысяч рублей. Планируется, что устройство можно будет взять в аренду.

— Медицинские перспективы проекта — колоссальные, так как у многих пациентов просто нет альтернативы. Силой мозга они могут реально компенсировать дефекты движения, стать мобильными, — считает директор ННИ физиологии и фундаментальной медицины РАН Любомир Афтанас. — Мы исследуем технологии транскорониальной модуляции функций мозга для того, чтобы улучшить подготовку пациентов к работе с нейроинтерфейсами.

Кстати, инвалидная коляска — только часть огромного проекта по разработке медицинских девайсов, использующих систему «мозг-компьютер». Роботы-тренажеры для реабилитации после инсульта, управление экзосклетами, «умное» больничное место и прикроватные манипуляторы… Поле для работы — просто огромное. Ежегодно только в России регистрируется 450 тысяч случаев инсульта, и 100 тысяч больных нуждаются после этого в реабилитации моторных функций.

— Нейроустройство должно быть легким, удобно надеваться, не требовать больших энергозатрат. Эта технология пригодится, в первую очередь, в неврологии и травматологии, где у людей нарушены двигательные функции, — говорит директор ФГБНУ Научный центр неврологии, академик Михаил Пирадов. — Мы как врачи консультируем разработчиков, подбираем пилотов — испытателей, которым нужен специальный психофизиологический тренинг. При должной подготовке пилот уже через месяц может достигнуть поразительных результатов.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях