Артисты — таджикские «акыны» — были известными у себя на родине людьми. Сейчас, в «Театре.doc» их всего трое: уборщица, помощник маляра и плиточник. Более десяти лет назад Покиза Курбонасенова, Аджам Чакобоев и Абдулмамад Бекмамадов приехали с Памира (Таджикистан) на заработки. За каждым своя история, похожая на миллионы таких же судеб нынешних мигрантов, – как очутились в столице, как искали работу, как их обманывали и унижали.
Звезды – падают…
Покизо Курбонасенова сидит на стуле, выпрямив спину и глядя в зал (еще с детства ее готовили к артистической деятельности). Ее рассказ начинается с неожиданного признания: «Мне не повезло – я вышла замуж…». Она плохо знает русский язык, поэтому поет на фарси и на шугнанском (памирский диалект):
– «Я мечтала петь, и быть звездой. Хотела учиться в Институте Искусства – но мне не повезло, я вышла замуж, когда мне не было и восемнадцати лет. Родители велели».
Затем, – рождение сына, побег мужа из семьи, начало Гражданской войны.
Была ужасная нищета, поэтому в 2001 году Покизо поехала в Москву. Талантливая театральная актриса и певица душанбинского фольклорного ансамбля «Ганджина», с гастролями объездившая Францию и Германию, она надеялась добиться успеха в России.
Но…. Уже двенадцать лет Курбонасенова работает уборщицей. Шесть дней в неделю, с шести тридцати утра и до позднего вечера. И лишь после смены, спешит в театр, о котором она грезила всю жизнь.
Под ритм дойры, Покизо смахивает слезу со щеки. И рассказ переходит к Абдулмамаду.
И целый мир — чужбина
Его история абсурдная, печальная и, к сожалению, тоже очень типичная.
Четырнадцать лет назад он покинул родину. Этот день отъезда Бекмамадов запомнит на всю жизнь – его сыну исполнилось всего три дня… С тех пор он видел его один раз. «Билет стоит дорого, важнее отправить домой деньги, где взрослеют еще две старшие дочери», – печально напевает Абдулмамад.
И благодарит судьбу. Хотя, за что благодарить? За скудную зарплату, коммуналку с клопами и стройку, на которой он получит увечье или, в лучшем случае, заработает воспаление легких?
Еще в день прибытия, в Саратов, мужчину встретили «милиционеры». Забрали все деньги (штраф!) и паспорт, в котором был адрес будущего работодателя. И благородно оставили ночевать на привокзальной лавке. Затем земляки приютили в еле отапливаемом подвале.
Сегодня Абдулмамад познал горькую истину: если вы не вписались «легально», или вам не хватило денег на «входной» билет (как в его истории), то ждите. Ведь это раньше Москва слезам не верила, а сегодня «чужих» ненавидит.
Недавно на Бекмамадова и его младшего брата напали националисты. Они дежурили при выходе со станции метро «Перово» и вылавливали из толпы нерусских.
От ударов по голове артист потерял сознание, очнулся в больнице с шестью швами на голове. Рядом находился брат – со сломанным носом и выбитыми зубами.
Артист смог вернуться в театр лишь неделю назад. Выходя на сцену, он смущенно просит прощения за свой внешний вид – перевязанную голову и отекшее лицо, на котором еще различимы следы жестоких побоев.
Здесь рабство — дикое
Руководство «Театр.doc» утверждает, что сегодняшняя цель этого проекта – растрясти человека, его ум и душу. Заставить думать, сочувствовать, переживать, а возможно и негодовать над увиденным. Поэтому их спектакли посвящены самым остросоциальным темам:
Недавно состоялся показ постановки «Меня избили на улице», где авторы рассказали, как бьют и калечат на улице мигрантов. А также «Рабы», поставленной по материалам громкой истории в магазине «Продукты» в Гольянове.
Сегодня их можно увидеть лишь на сцене театра.
Но в скором времени, ожидается, что показ перенесется за пределы здания, в рамки городской инфраструктуры – на стройплощадки, автомойки и даже общежития для мигрантов.