Когда же сикхи спешно принялись оправдываться в том, что они не похожи на мусульман, а представители местной исламской общины убеждать общественность в том, что они «хорошие мусульмане», стало совершенно понятно, насколько плохую репутацию имеет ислам и его последователи в этой стране.
Есть ли лучший способ исправить это положение, чем если ты работаешь в американском правительстве? На самом деле, иногда и это не помогает. Спросите помощницу государственного секретаря США Хиллари Клинтон Хуму Абедин. На ее счастье, недавние нападения не слишком сильно затронули ее репутацию.
В ответ на просьбу конгрессмена Мишель Бахман и четырех республиканских конгрессменов проверить Абедин на скрытую пропаганду иделогии «Братьев-мусульман», за нее вступились политики с разных фронтов. Как должно быть приятно, когда тебя защищают такие политические «тяжеловесы» как сенатор Джон Маккейн и республиканец Кит Эллисон, который сам является мусульманином. Они опровергнули смехотворные обвинения Бахмана. Однако большинство мусульман, работающих в американском правительстве, не может надеяться на таких могущественных покровителей.
Мусульманки разрушают стереотипы…
Как бы то ни было, мусульманки США все активнее участвуют в общественной и политической жизни страны. Благодаря своему сотрудничеству с правоохранительными и государственными органами, именно эти женщины помогают сделать из мифического и близорукого взгляда на ислам более вдумчивый и всесторонний.
Например, только в этом месяце Департамент полиции Лос-Анджелеса наградил директора Исламского совета по связям с общественностью Южной Калифорнии Азизу Хасан. Ей была выдана почетная грамота за помощь в создании программы по подозрительной деятельности — один из способов отслеживания политических преступлений. Сотрудничество Хасан с полицией служит хорошим примером того, что взаимодействие мусульман с органами общественной безопасности может стать взаимовыгодным как для правительства, которое сможет лучше понять мусульман, так и для приверженцев Ислама, которые получат возможность формировать программы и способы безопасности, не попирающие их гражданские права.
Химера Кхан — исполнительный директор организации Муфлехун в городе Вашингтон. Муфлехун независимая огранизация, занимающаяся борьбой с крайними идеологиями. Хотя угроза политических преступлений со стороны последователей Ислама крайне мала ( например, в 2011 году из более, чем 300 млн. населения США в заговоре с целью совершения политических преступлений были обвинены лишь 20 мусульман), в своей работе Кхан оставляет место для дисскусий. Именно в этой организации американская молодежь может открыто обсудить все, начиная от случаев издевательств в школе до безопасности в сферах Интернета. Муфлехун также учавствует в различных дебатах и политических дискуссиях с государственными учреждениями и поддерживает связи с политиками, тем самым формируя государственную политику.
…Но мужчины все еще остаются под генеральным подозрением
Пока такие мусульманки, как Хасан и Кхан открыто сотрудничают с органами государственной безопасности США, выстраивая отношения на доверии и добиваясь общих целей, мужчинам исламской общины Америки с трудом удается сделать тоже самое. Правительсто и СМИ сосредоточены на угрозе со стороны мусульман, особенно молодых людей. Поэтому избежать сложившихся стереотипов бывает весьма сложно. Очень много мусульман США избегают сотрудничества с правительством, боясь дополнительного контроля и подозрений. Работать с правительством или в нем самом и одновременно являться для этой структуры подозрительным объектом — не самая прекрасная перспектива.
Как написал имам Халид Латиф в своем блоге, хотя он и признан Департаментом полиции Нью — Йорка уважаемым духовным деятелем, и является, кроме того, еще и представителем Государственного департамента, во время своих путешествий он все равно подвергается тщательному контролю, длительным задержкам и специальным допросам. Еще один яркий пример такого парадокса — известный религиозный лидер Нью-Йорка Имам Али Шамси. Хотя имам Али имеет тесные рабочие отношения с мэром Нью-Йорка Майклом Блумбергом, а также сотрудничает с нью-йоркской полицией, в прошлом году он узнал, что его имя в 2006 году было упомянуто в докладе полиции Нью-Йорка о подзрительных лицах. Конечно, эти два примера не показывают ситуацию всех мусульман Америки, но они достаточно ярко демонстрируют «свободу» слова в этой стране и препятствуют сотрудничеству рядовых мусульман с правительственными структурами.
Объединение исламской религии и преступности в одну субстанцию, которым подчас занимается государство и СМИ, является давней проблемой и не решается за один день. Оно подкрепляется дезинформированием на уровне государственной политики, со стороны самих государственных деятелей, а также средств массовой информации.
Возможно, более активное взаимодействие мусульман и органов власти смогло бы помочь изменить эту ситуацию. Однако случаи с Абедин, с имамом Латифом и Али Шамси заставляют значительную часть мусульман Америки задуматься: в чем же смысл? В случае мужчин исламской уммы ярлык потенциального «террориста», который вешают на каждого из них, представляет сотрудничество с государством еще менее привлекательным.
Несмотря на эти трудности, многие мусульмане США, и мужчины и женщины, принимают активное участие в государственной и общественной жизни Америки и будут продолжать делать это.
Профессор Б. А. Шах, специалист по вопросам Южной Азии. Английский вариант статьи опубликован на сайте altmuslimah.com