Закрыть

Общество

Общайтесь с Богом по месту прописки

 

Борис Кагарлицкий, социолог, публицист, директор Института глобализации и социальных движений:

— С точки зрения религии (не только со стороны ислама, но и христианства) наличие души констатируют у всех – в том числе и у беспаспортных мигрантов, нелегалов и так далее. Поэтому, неважно, есть ли у человека наличие прописки или нет.

А по поводу статистики я в недоумении – да их кто-нибудь вообще когда-нибудь считал? Никто и никогда. Это даже невозможно комментировать и обсуждать, поскольку данные оглашены по принципу «я уперся в потолок и пришли мне в голову цифры». Знаете, с вопросом строительства надо идти не к мэру столицы, а к самим прихожанам. Спросите у них, если им требуются еще мечети – значит стройте, если и так хватает – не стройте. Причем это даже вопрос не Москвы, а мусульманской общины.

Андрей Кураев, диакон, профессор Московской Духовной Академии:

— Что касается количества прихожан, вопрос не так прост. Поскольку последние два года московские власти накануне самых крупных мусульманских праздников пробовали организовать альтернативные временные площадки и мечети. И они пустовали. Многие все равно предпочитали собираться в основном на улицах. Мы также не видим переполненности мечетей (о которой так упорно говорят) и в обычные пятничные дни. Более того, люди, которые приезжают в Москву, они приезжая сюда – почти забывают свою религиозную принадлежность.  И вспоминают об этом крайне редко. Это необходимо учитывать, рассматривая вопросы строительства. Но в любом случае, я думаю, их необходимо решать не единолично, а при участии мусульманских религиозных общин.

Орхан Джемаль, спецкор газеты «Известия»:

— Городское хозяйство, которым управляет Собянин, это чудовищно коррумпированная система, пронизанная воровством и эксплуатацией нищих нелегальных мигрантов. У них нет ни прав, ни возможности существовать на родине. При этом Собянин не пытается исправить систему ЖКХ, которая существует, в первую очередь, за счет того, что Москва переполнена рабочим классом, который Собянин объявил ненужным. Именно эти «ненужные» люди, позволяют существовать этой системе, а ее «генералам» зарабатывать деньги и набивать ими свои карманы. И во главе этой верхушки стоит сам градоначальник. Он заявляет, что мечети не нужны, поскольку его устраивают бесправные эмигранты, и ничуть не заботят их человеческие и религиозные потребности.

Я понимаю, многие едут в столицу не молиться и поклоняться Богу, а заработать на кусок хлеба.  Но есть мусульмане, которые живут тут официально. Например, я. Я, конечно, могу помолиться и дома, но мне унизительно и оскорбительно, что для православных строят церкви вопреки разным протестам и недовольствам, а вот мне – мечеть не могут поставить. И это личная обида на Собянина, которую я расцениваю как щелчок моему конфессиональному обществу.

Руслан Курбанов, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, кандидат политических наук:

— Последнее время российские чиновники легко идут на поводу у общественного мнения. А оно, в свою очередь, зачастую настроено против мусульман, против приезжих и мигрантов. И Собянин попал в такую же ловушку. Мне кажется, что в этой ситуации ему необходимо рассуждать как градоначальнику, как человеку под чьим началом находится управление огромного многонационального города. А руководствоваться расхожими убеждениями, якобы мигранты чужаки и поэтому не должны обслуживаться городской инфраструктурой – это неправильно. В Москве ежедневно приезжают-уезжают огромное количество человек, они пользуются метро, транспортом, кафе, библиотеками. Эти общественные места призваны обслуживать как москвичей, так и гостей столицы, но там же у них никто не спрашивает прописку. И утверждать, что  количество мечетей должно определяться количеством прописанных в Москве мусульман – это абсурд. Я думаю,  Собянину стоило бы созвать экспертов-мусульман и побеседовать с ними более подробно о мыслях мусульман, об их количестве в городе, чтобы больше не повторять таких досадных ошибок.

Акрам Муртазаев, писатель, лауреат премии «Золотое перо России»:

— Я позволил себе  заменить только одно слово в  поразительной по глубине мысли фразе градоначальника. И вот что получилось: «Как показала проверка паспортного режима, в этом районе собираются люди, которые не проживают в Москве. Две третьих из них не прописаны в Москве. Это либо жители Подмосковья, либо мигранты без прописки. Поэтому еще не факт, что в Москве требуется строительство общественных туалетов».

Есть такое  понятие, как «справить  конфессиональных нужду». И нет такого понятия в  цивилизованном мире, как проверка  паспортного режима.
Во многих аэропортах мира есть специальные комнаты для совершения  молитв. В меню авиакомпаний всегда есть, допустим, постные и кошерные блюда. Проявлять элементарное  уважение к людям, приехавшим в столицу работать, мне кажется, не сложно. Мэр (кстати, приезжий) упустил  удобный  случай  промолчать. Ну, не хочет власть строить  мечети, —  пусть делает это молча. И  выглядеть  это будет не так глупо.
И еще. Россия  всегда называет  территорию  Центральной  Азии  зоной  своих политических интересов и ревниво относится  к росту  влияния  в этой  зоне США или Китая. А люди, выходит, в  круг политических  интересов, не входят. Военные базы у вас строим, а мечети у нас не строим… Крепкий союз, однако.

Ксения Сергазина, кандидат исторических наук, эксперт информационно-аналитического центра «Сова:

– Довольно часто (особенно по пятницам) в мечетях проводятся различные проверки, и в первую очередь регистрации. И, честно говоря, я не слышала о подобных проверках в других общинах. В церквях, костелах и т.д. – нигде больше не проверяют регистрацию. Это уже неправильно.

Конечно, мечетей у нас не хватает, и не хватает значительно. А по поводу их наполненности, я вам скажу так – судить ни Собянину, ни Кураеву, да и ни нам с вами. Если прийти в православную церковь в субботу днем, вы тоже не увидите большого количества народа. Тем не менее, это не означает, что необходимо закрывать церковь. Лично я считаю, что решение властей сформировалось под давлением общественных масс, протестующих против строительства мечети в Митино. Знаете, такое иногда происходит и с православными храмами – местные жители выступают «против». Но тогда их строительство переносят в другое место, вот и мэру надо было не придумывать сомнительные аргументы, а просто подыскать под строительство мечети другую территорию.

Алексей Малашенко, политолог, доктор исторических наук, член научного совета Московского центра Карнеги:

– Несмотря на мое уважение к Собянину, я считаю его позицию – глубоко неправильной. Я не вижу адекватных причин, почему в Москве не надо строить мечети. Слова мэра – не аргумент. К тому же, речь идет не о каких-то мечетях на десяток человек.

Во-первых, его предшественник Лужков, который неплохо разбирался в ситуации, называл полтора миллиона (или даже два)  мусульман в Москве. И даже если взять только тех, кто прописан, это сейчас порядка 600 тысяч человек. Согласитесь, число все равно впечатляет. И даже для них пять мечетей – маловато. Еще один нюанс: помимо мечетей у нас существует где-то сорок молельных домов. Так не проще ли, чтобы мечети были на виду, куда люди могли приходить, чем они будут  молиться неизвестно где и как. Я считаю, что им надо строиться, и не одной-двум, а гораздо больше.

К тому же, даже если человек без прописки, то ты его выгони сначала, а уже тогда не будет вопроса. Но он же все равно вернется и будет молиться. Раньше они были индифферентны, а сейчас их количество растет. Сто тысяч, если не больше, собираются возле Московской Соборной мечети.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях