Перенести все свалившиеся на нее страдания и горе Дарлин помогла вера – но не католическая или протестантская, и даже не преобладающие на острове верования вуду. Она перешла в относительно новую здесь религию и построила в палаточном лагере небольшую мечеть из шлакоблоков и фанеры, в которой теперь ежедневно молятся около 60 мусульман.
Ислам привлекает все большее число последователей в этой бедной стране, особенно после произошедшей два года назад катастрофы, в которой погибло около 300 тысяч человек и миллионы остались без крова. В столице Гаити, население которой настолько дружно ходит в церковь, что по воскресеньям отовсюду доносятся христианские гимны, насчитывается уже не менее пяти мечетей. Кроме того, один из членов парламента – мусульманин, а на местном телевидении выходит ежевечерняя программа, посвященая исламу.
Беда позвала на остров гуманитарные организации из самых разных стран мира, в том числе американское отделение фонда Islamic Relief, построившее 200 приютов и среднюю школу на 20 классов.
«После землетрясения к нам присоединилось множество людей, — рассказал USA Today имам из Порт-о-Пренса Роберт Дюпюи. — Мы были организованы. У нас в мечети были места, чтобы принимать людей, и еда, чтобы накормить их».
Возвращение ислама
Дарлин Дерозье говорит, что ее привлекла в этой религии проповедуемая ею самодисциплина, акцент на образовании и внимание к чистоте. Она уверена, что именно постоянные стирки помогли ей и другим мусульманам избежать появившейся после землетрясения холеры, которой, по данным чиновников из министерства здравоохранения, переболели почти 600 тысяч человек, и более семи с половиной тысяч умерли.
«Это победа для меня, — говорит бывшая протестантка о своем переходе в ислам.– Победа в том плане, что я обрела мир и нашла верное руководство».
Владелец местной телестанции Telemax и ведущий вечерней программы Haiti Islam Кишнер Билли объясняет рост мусульманской общины отчасти возвращением на родину беженцев, которые приняли ислам в США.
Как и многие другие, он считает, что эта религия появилась на острове еще до обретения страной независимости в 1804 году, и что ямайский раб и жрец культа вуду по имени Букман, возглавивший восстание рабов, которое привело к свержению французских колонизаторов, был на самом деле мусульманином.
«Ислам возвращается на Гаити насовсем, — говорит Билли, перешедший в эту религию из христианства 20 лет назад. — Будущие поколения, мои сыновья и дочери, будут говорить об исламе».
Точных статистических данных о количестве мусульман на Гаити просто не существует, так же как нет и многих других сведений, например, о нынешнем населении Порт-о-Пренса.
Авторы исследования, проведенного в 2009 году Центром «Пью», насчитали на Гаити около двух тысяч мусульман, но местные исламские лидеры уверены, что на самом деле эта цифра гораздо выше и она продолжает расти.
Суеверия как средство управления массами
Ислам в Карибском бассейне вовсе не редкость: такие страны, как Тринидад и Тобаго, Суринам, Гайана имеют значительное мусульманское население. Многие из этих стран имеют сильные индийские или индонезийские корни.
Предки гаитян, напротив, были привезены в основном из немусульманских районов Африки. А французские колониальные правители Гаити прививали на острове свои христианские убеждения.
39-летняя учительница Роздани Базиль, перешедшая в ислам через несколько месяцев после землетрясения, вспоминает, что чувствовала себя «без руля и без ветрил», пока не открыла эту религию, позволившую ей двигаться вперед.
«Ислам может поставить людей на правильный путь и показать им, кто есть Бог», — говорит она.
Но зачастую принятие ислама оказывается связанным с определенной дискриминацией. Гаитянское правительство не признает его официальной религией и не одобряет мусульманские браки. На женщин в хиджабах бросают взгляды и показывают пальцем.
Зачастую суеверные гаитяне распускают про мусульман разные слухи. Например, соседи Дарлин Дерозье поговаривают, что она может сглазить.
Вудуизм — смесь западно-африканских религий, созданная рабами в колониальный период — издавна пользуется огромной популярностью в стране. Его придерживаются даже многие из 85 процентов населения, считающих себя христианами. В прошлом эти верования были настолько распространены, что знаменитый диктатор «Папа Док» — Франсуа Дювалье использовал их для запугивания и подчинения масс.
Большинство гаитянских христиан относятся к католической церкви. В 1990 году президентом был избран католический священник Жан-Бертран Аристид, который бросил вызов наследственной диктатуре, продолженной „Бэби Доком“ — сыном Франсуа, Жан-Клодом Дювалье.
«Я хочу быть мусульманином»
Но очень многое на Гаити еще необходимо исправить и поэтому потребность в исламе сильна, как никогда прежде, считает Кишнер Билли. Два месяца назад он запустил в прямом эфире свое ток-шоу, чтобы просвещать соотечественников об этой религии.
«Гаити сбился с пути. Он не может ничего производить, — говорит Билли. — Сейчас гаитянам нужна только виза, чтобы поехать в США, в Канаду. Они не хотят оставаться на Гаити».
В одной из недавних передач они с соведущим Рубеном Карие предложили зрителям присылать в студию SMS-сообщения с вопросами об исламе. И тут же смартфон Билли принялся гудеть, не переставая.
Одно из сообщений было на креольском: «М вле вини муслим» — «Я хочу быть мусульманином».