Повторяющиеся в последние годы многочисленные символические акции западных врагов ислама не раз провоцировали беспорядки и насилие во всем исламском мире. Последней провокацией подобного качества стал продемонстрированный недавно на американском секторе Youtube фильм, в котором Пророк Мухаммед, мир ему, изображен как «жестокий тиран».
Публичное осквернение и даже сжигание Корана относятся к этой же категории провокаций, за которыми, как правило, следуют протесты и беспорядки в мусульманских странах.
Поскольку эти самоназванные «борцы за культуру» действуют не с христианскими крестами на латах, а от имени идеалов современной демократии, в числе которых они в первую очередь называют свободу самовыражения через искусство, их можно называть «Крестоносцами современности». Не вызывает сомнения то, что они своими акциями пытаются проверить, насколько далеко они могут зайти в попытках навязать миру свои объявленные универсальными идеалами представления о свободе, и проверить, насколько мусульмане готовы смириться с этими представлениями. Каждый следующий за подобной провокацией акт насилия со стороны какого-либо мусульманина они воспринимают как доказательство того, что доминирующие на Западе идеалы свободы с исламом не совместимы.
Тот факт, что они используют современные средства массовой информации для своих провокаций и прикрываются при этом задачами просвещения, хоть и придает этим «крестоносцам» современный образ, однако нисколько не делает их антиисламскую деятельность чем-то новым, как не делает ее специфическим явлением современности.
В конце концов, и сам Пророк Мухаммад, мир ему, как и все остальные пророки, которых чтит иудаизм и христианство, вынуждены были терпеть ненависть, осуждение и преследования. Эпоха средневековых крестовых походов из-за культурных и религиозных расхождений стоила несравнимо большему числу мусульман, как впрочем, и христиан, жизни и свободы, чем распространяемые в наши дни в интернете уничижительные представления об исламе и клевета на Пророка. Тем не менее, именно период средневековья стал образцовым временем в том, что касается взаимного уважения между религиями и культурного диалога между ними.
Если бы тогдашние интеллектуальные элиты Запада свой образ ислама создавали, исключительно ориентируясь на представления о нем проповедников крестовых походов, таких, как Бернард Клервоский, то античные знания о сферичности Земли и дальше остались бы неведомыми христианскому миру, и Колумб не смог бы ни выбрать путь к Америке, ни открыть ее. Точно также и исламский мир не смог бы воспользоваться созданными столетия спустя на Западе технологическими инновациями, при помощи которых стало возможным превратить арабские пустыни, тысчелетиями считавшиеся бесплодными, в прибыльные сельскохозяйственные угодья.
Провокации и провокаторы против определенных религий и их святынь так же стары, как и сами религии, но никогда они не были способны ни внести вклад в коллективный отрыв от религиозной веры, ни помешать взаимному обогащению культур и их из религий почерпнутых этик. Тот факт, что идеалы свободы эпохи Просвещения вообще могли быть объявлены «универсальными» как раз обязан именно тому, что мировые религии, в том числе и ислам, основаны на том этическом фундаменте, который содержит в себе те самые идеи свобод, которые нынче декларируются как «современные».
Нежелание прокоаторов и защищающих их элит признаться в этом и закрепить это в своем сознании, обнажает их сущность невежд, которым мало дела до гражданских свобод и плюрализма мнений, потому что они обеспокоены лишь проблемой самоутверждения. Пока мусульмане продолжают интерпретировать эти провокации как повод для гнева против запада как цивилизации, сопровождая этот свой гнев и протест актами насилия, они лишь помогают «современным крестоносцам» добиваться своих целей, и способствуют тому, что их ограниченный, недалекий взгляд на ислам находит все большее распространение на Западе.
Перед мусульманаим стоит задача не допустить того, чтобы их отношение к Западу определялось влиянием тех сектантов, которые обвиняют всю западную цивилизацию в имперских установках. Следует не обращать внимания на невежественных людей с обеих сторон, а также не прекращать попытки в духе исламской этики сближаться с другими конфессиями и внеисламской цивилизацией, чтобы совместно участвовать в глобальном человеческом прогрессе.
Если исламское сообщество признает, что так называемый «западный» идеал свободы является не просто «свободой осуждения и оскорбления других», но подразумевает свободное развитие другого, с его собственными представлениями о религии и развитии мира, оно сможет продемонстрировать как раз ту самую отрицаемую провокаторами совместимость стоящих за этими свободами ценностей и ислама. Основа для совместимости цивилизаций, возведенных на общих ценностях, в исламе существует.
Мохаммед Халук, политолог и исламовед. Преподаватель политологии в университете Марбурга, Германия.