Отметив, что этот год был непростым для четырехмиллионной мусульманской общины страны, Меркель предостерегла немцев от обобщений, пишет Der Spiegel.
«Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы всех чесали под одну гребенку, — сказала она. – (Радикальный) исламизм – это не то ислам, который в Германии, и большинство мусульман здесь четко дистанцируются от насилия».
Лидер Христианско-демократического союза (ХДС), предложила смотревшим передачу членам партии, как христианам, больше размышлять и говорить о своей собственной религии, «вместо того чтобы бояться ислама», сообщает Die Welt.
На проведение телевстречи организаторов натолкнула мысль об открытых заседаниях, проводившихся в 18-м веке в городских ратушах в США, рассказал Süddeutsche Zeitung пресс-секретарь германского канцлера. Мероприятие задумывалось как «близкое к народу, неформальное и немного в стиле Обамы».
Членам ХДС предложили звонить и в студию и задавать Меркель любые интересующие их вопросы. Наиболее злободневными темами, помимо ислама, оказались пенсии, кризис евро и образовательная политика правительства.
Дискуссия о месте ислама началась в немецком обществе еще в 2010 году, с прозвучавшего как гром среди ясного неба высказывания президента Кристиана Вульфа. «Ислам также является частью Германии», — заявил он на торжественной церемонии в Берлине, посвященной 20-летию объединения восточной и западной частей страны.
Эти слова вызвали настоящую бурю в германских СМИ. Газета Bild объявила, что 66 процентов опрошенных ею немцев не согласны с президентом. Телевидение транслировало заявления консервативных политиков о «наших иудео-христианских корнях».
Канцлер Меркель подлила масла в огонь заверениями, что «здесь применяется конституция, а не законы шариата». «Очевидно, что мусульмане в Германии есть, — признала она. – Но представляемые исламом ценности должны соответствовать нашей конституции».
Вскоре Ангела Меркель заявила о провале попытки построения мультикультурного общества в стране, спровоцировав оживленные дискуссии о том, что же делать с миллионами бывших иммигрантов, считающих Германию своим домом.
Сменивший в начале этого года Вульфа на посту номинального главы государства Йоахим Гаук несколько подправил своего предшественника, сказав, что не ислам, а мусульмане являются частью Германии.
Но последнее слово в дискуссии осталось все же за канцлером Меркель.
Незадолго до встречи, на которой она во всеуслышание объявила ислам такой же полноправной религией, как христианство и иудаизм, стало известно, что канцлер недавно отменила поездку в Тунис из-за соображений безопасности.
Сразу после появления в интернете фильма «Невиновность мусульман», спровоцировавшего гневные выступления по всему мусульманскому миру, правительство Германии резко осудило его как грубую нападку на ислам, а министр иностранных дел Гвидо Вестервелле назвал «антиисламским разжигающим ненависть видео». Германские власти заявили, что намерены запретить любые попытки демонстрации этого фильма.