Но речь в данном случае идет, видимо, не об общечеловеческой морали и не общечеловеческой цивилизации. Мы ж научились выделять географические разновидности цивилизации (европейская и пр.) и конфессиональные разновидности морали (христианская, иудейская, исламская).
«Пророк Мухаммед для меня не священная фигура. Я живу по французским законам, а не по законам Корана», так объяснил главный редактор журнала Charlie Hebdo Стефан Шарбонье свое решение опубликовать карикатуры на пророка.
Не уверен, что мсье Шарбонье решился бы подзаработать, смеясь над конвертированием Холокоста (все-таки, над сильными мира не ржут, это «привилегия» слабых). Но вот Лени Рифеншталь тоже ведь жила по законам своей страны, причем, никого не оскорбляя. Ну, и что из этого вышло? (Рифеншталь создала «Триумф воли», а Шарбонье «Триумф боли»).
Кстати, о французских законах, главный из которых — «Свобода, Равенство, Братство». Её основополагающий принцип — правление народа, народом и для народа. А для части народа Франции Пророк Мухаммед фигура не просто святая….
Как слово ваше отзовется?
Впрочем, нельзя объяснить неверующим уровень взаимоотношений Человека и Бога (и его Пророков). Не думаю, что эти взаимоотношения определяют уровень отсталости или скорость прогресса. Ангелы и дикари равномерно расселены по всей планете Земля.
Кстати, вы заметили, что после слов «…твою мать» некоторые люди улыбаются. А другие берутся за ножи, стволы, кулаки. Но это вовсе не разное отношение к матери, просто разное понимание сути слов. Не все научились дистанцироваться от них, и не все употребляют мат, как междометие….
То есть многие звуки не всегда совпадают со смыслом.
Просто бизнес и больше ничего.
Нарушая запреты
Но, тем не менее, введение закона против оскорбления чувств верующих занятие достаточное легкомысленное. Особенно в России, где правоприменение закона возложено на самую коррупционную часть общества, которая, к тому же, действует не в рамках закона, но в тренде который задала существующая власть.
Уже рассуждают, что теория Дарвина оскорбит чувства верующих. И что ислам тоже оскорбляет христианство уже тем, что «считает Иисуса всего лишь пророком, но не Мессией». (Но ведь и в исламе Мухаммед тоже «всего лишь» пророк, а в иудаизме нет ни Мухаммеда, ни Христа).
Тут очевидна попытка несколько «передернуть» карты. Дарвин ставил перед собой научную цель! Его версия о том, что человек произошел от обезьяны это не глумливая попытка вставить свечу верующим!
А вот упомянутый фильм и французские рисунки это умышленное унижение чести и достоинства. Но и тут довольно рискованно говорить о запретах. Но о воспитании, о морали – вполне.
Карикатуры во французском журнале, в идеальном случае, могли быть опубликованы только на заборах. Но издатель понимал – что издевка востребована. Что 75 тысяч экземпляров журнала будут мгновенно раскуплены. И что потребуется огромный дополнительный тираж.
Когда мы говорим об отвратительной реакции исламского мира на фильм и карикатуры, надо думать и об отвратительной логике авторов этих произведений. И о востребованности этой злобы в мире христианском.
То есть речь в данном случае вовсе не о свободе слова, которую мы обязаны защищать. Но о свободе низменных чувств, которые, даже если они есть, человечество обязано камуфлировать… А не продавать. Поскольку они – постыдны.
10 заповедей не имеют законодательной силы. Они выше закона. Выше административных делений, рас, конфессий… Они и есть тот единый Бог, (в существование которого не все верят, это и необязательно) который объединяет не человечество, но человечность.
Акрам Муртазаев, писатель, лауреат премии «Золотое перо России».