Закрыть

Праздники и приметы

Протесты на коврах

 

Эта богатая нефтедобывающая страна избежала массовых народных восстаний, потрясших арабский мир, однако  напряженность между правительством, в котором доминирует правящая семья, и избранным кувейтцами парламентом за последний год заметно обострилась.

Видя демократические перемены, происходящие  после уличных выступлений в других арабских государствах, лидеры кувейтской оппозиции потребовали избранного правительства и возможности создавать политические партии, которые запрещены в Кувейте.

Около 4 тысяч человек заполнили площадь перед парламентом, повидавшую с конца прошлого года уже несколько антиправительственных выступлений. Явка была выше, чем на подобных акциях протеста за последний месяц; более заметным было и присутствие полиции.

По требованию правительства, конституционный суд Кувейта должен определить во вторник правомочность  избирательного закона 2006 года,  разделившего страну на пять округов.

Правительство утверждает, что судебное решение необходимо для защиты результатов будущих выборов от возможных юридических проблем.

Но оппозиция опасается, что суд признает закон антиконституционным, дав тем самым правительству возможность перекроить границы избирательных округов в свою пользу, и сфальсифицировать победу на выборах, которые должны пройти в конце этого года или начале следующего.

На февральских выборах в Кувейте оппозиционные исламские политики и представители племен добились хороших результатов, создав  блок  оппозиционного большинства в парламенте и усилив давление на правительство.

Роспуск парламента

Однако по решению конституционного суда, вызвавшему массовые протесты,  избранный в начале года парламент был распущен, и его место занял прежний состав,  более дружественный правительству.

«Люди не хотят, чтобы суд принимал решение, они хотят поставить вопрос на голосование в парламенте»,  — сказал «Рейтер» член  молодежной оппозиционной организации «Нахдж» Ахмед Саяд.

«Правительство пытается стереть голоса народа», — заявил он перед тем, как со сцены с большим телеэкраном к демонстрантам обратились оппозиционные депутаты парламента и политические активисты.

Не имея возможности создавать партии, кувейтские законодатели объединяются в блоки в парламенте по принципу племенных связей и политических предпочтений, получая поддержку со стороны различных групп молодежи во время митингов оппозиции.

«Правительство хочет играть с избирательной системой. Избирательный закон является конституционным, — говорит  бизнесмен Хусейн аль-Аджми.  — В этой стране очень много  коррупции сверху донизу. Правительство пытается создать проблемы, чтобы разделить нас, чтобы завлечь нас в порочный круг».

«Если суд не дает парламенту решение, весь народ,  большим числом выйдет на улицы», заявил «Рейтер» консервативный салафитский политик Валид аль-Табтаби.

На расстеленных на площади коврах, сбросив сандалии и скрестив ноги, расселись мужчины в традиционных белых одеждах.  Некоторые снимали выступления на смартфоны.

Около 500 человек сидели на стульях перед сценой. Небольшая группа женщин, в основном в длинных черных абаях, разместилась отдельно впереди.

Хотя Кувейт может похвастаться  одной из наиболее прогрессивных политических систем в Персидском заливе, последнее слово во всех ключевых  политических вопросах остается за главой правящей семьи, эмиром шейхом Сабахом  аль-Ахмадом аль-Сабахом.

Именно он назначает премьер-министра, который в свою очередь выбирает кабинет, где все важные должности принадлежат членам семейства аль-Сабах.

Годы внутриполитической борьбы практически парализовали  инвестиции в этой богатейшей по уровню доходов на душу населения стране.

Десятки тысяч кувейтцев приняли участие в протестах против  политической коррупции в прошлом году.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях