Несколько сотен возмущенных демонстрантов собрались перед американским посольством в Каире и консульством США в ливийском Бенгази. В воцарившемся смятении были убиты посол США и еще три дипломата. В других странах посольства подверглись яростным нападениям, многие были ранены, нанесен серьезный материальный ущерб.
Всякое насилие должно быть безоговорочно осуждено
Буквалистам-салафитам удалось мобилизовать относительно небольшое число демонстрантов; перевозбужденная молодежь и обычные граждане, твердые в своей решимости защитить репутацию Пророка [мир ему], присоединились, чтобы выразить свое неприятие американского правительства и его политики.
Эти демонстрации были делом крошечного меньшинства, но освещение их в СМИ и быстрое распространение движения протеста дестабилизировали весь регион, и вполне могут иметь серьезные последствия для будущего Ближнего Востока — и для процесса демократизации и нормализации в регионе.
Произошедшее насилие должно быть подвергнуто безоговорочному осуждению. Нападения на невинных людей, дипломатов и убийства без разбора противоречат исламу по самой своей природе.
Мусульмане не могут отвечать на оскорбления своей религии таким образом. В этом принципиально не может быть никаких компромиссов.
Тем не менее, есть все основания задаться вопросом, что же скрывается за такими вульгарными провокациями (очевидная цель которых — вызвать реакцию насмешками над единодушным уважением мусульман к Пророку [мир ему]).
Здесь мы имеем дело с людьми или заинтересованными группами (а не с американским правительством), которые цинично используют самые благородные ценности — свободу слова – для достижения самых ядовитых целей: пропаганды ненависти, расизма и презрения.
Хорошо устроившиеся и защищенные в своих богатых и комфортных обществах, они притворяются, что оттачивают свои критические способности и остроумие за счет религии, практикуемой гораздо менее удачливыми людьми, многие из которых преодолевают многочисленные социальные проблемы и едва сводят концы с концами. Но за этим торжеством свободы слова скрывается высокомерие идеологов и сытых расистов, которые утверждаются за счет унижения мусульман и демонстрируют «превосходство» своей цивилизации, свое сопротивление «раковой опухоли» деградирующего ислама. В критике этой идеологической позиции также не может быть никаких компромиссов.
Как предотвратить взрывы гнева и насилие толпы?
В свете современного мусульманского сознания, сожалея и сетуя по поводу эмоциональных реакций мусульманских обществ Глобального Юга, мы должны принимать во внимание их социальную и историческую реальность.
Экономически и культурно обездоленных людей изводят постоянным оскорблением священных символов, которые придают смысл их жизни – тех самых символов, к которым взывают лидеры или исламистские течения, чтобы вызвать возмущение и гнев.
Эта реальность никоим образом не оправдывает насилие, но помогает нам понять его источник и попытаться найти возможные решения. Задача элит, лидеров, мусульманских религиозных ученых и интеллектуалов — играть ведущую роль, чтобы предотвращать взрывы гнева и не допускать насилия толпы. На них лежит ответственность трех видов.
Во-первых, они должны обратить свое внимание на образование, и добиваться более глубокого понимания ислама, которое сосредоточено на смысле и конечной цели, а не просто на ритуалах и запретах. Эта задача огромна и требует полного участия всех научных школ.
Во-вторых, нужно с радостью принимать все необычайное разнообразие ислама. Ислам един, но толкований его много.
Существование буквалистского, традиционалистского, реформистского, мистического, рационалистического и других течений является фактом, реальностью, которая должна рассматриваться позитивно и качественно. Поскольку каждое из них имеет право на существование и может (должно!) вносить свой вклад в имеющие множество аспектов обсуждения среди мусульман.
К сожалению, сегодняшние мусульманские религиозные ученые, и лидеры различных направлений, увязли в идеологической конфронтации и в столкновениях эго, которые способствуют разделению и превращают их в опасных популистов, претендующих на звание единственно истинных представителей ислама.
Внутри суннизма и внутри шиизма, между суннитами и шиитами, ученые и научные школы набрасываются друг на друга, забывая об основополагающих учениях и принципах, которые их объединяют, и вместо этого раскалываясь по догматическим или политическим линиям, значение которых в лучшем случае вторично. Последствия этого разделения серьезные.
Популизм подталкивает людей слепо выражать свои эмоции, прикрываясь правомочностью. Позиция таких ученых — или ее отсутствие — насаждает среди мусульман националистические, сектантские и часто расистские настроения, в зависимости от их конкретной школы мысли, национальности или культуры. Вместо того, чтобы призвать нафс контролировать себя, и призвать разум людей понять и принять разнообразие, лидеры и ученые играют на эмоциях и чувстве сопричастности людей — с катастрофическими последствиями.
Великие державы, Запад и Восток с легкостью используют эти разногласия и внутренние конфликты, такие как чреватый огромной опасностью раскол между суннитами и шиитами.
Вместо этого, крайне важно, чтобы представители двух традиций совместно работали над основополагающими принципами, которые объединяют всех мусульман. Всякий раз, когда соображения собственной исключительности угрожают подменить собой принципы, религиозные ученые, мыслители и лидеры должны возвращаться к общим принципам, должны находить общее, при полном уважении к существующему разнообразию.
В-третьих, ученые и мыслители должны иметь мужество пойти дальше. Вместо того, чтобы поощрять популярные настроения, или использовать эти настроения для пропаганды своей собственной религиозной принадлежности (сунниты, шииты, реформисты, суфии и т.д.) или политической идеологии, они должны подойти к вопросу беспристрастно.
Суметь быть самокритичными, вступить в диалог, и чаще говорить мусульманам то, что им, вероятно, не захочется услышать — не об их достоинствах, а о недостатках, об их отсутствии согласованности, склонности играть роль жертвы, неспособности понять и принять на себя ответственность. Отказавшись от лихорадочной риторики популистов, они должны задействовать весь имеющийся кредит доверия, чтобы пробудить сознание людей в попытке противостоять эмоциональности и массовой слепоте.
Образованные элиты, студенты, интеллектуалы и профессионалы также несут огромную ответственность. То, как они следуют за своими лидерами, а также занимаемое посредническое положение, обуславливает необходимость их активного и критического присутствия: привлечение к ответу ученых и лидеров, разъяснение и участие в деятельности на местах абсолютно необходимы.
Элита отвечает за поведение масс
Пассивность образованной элиты, ее взор свысока на возбужденные и неконтролируемые массы – достойная сожаления ошибка!
В конечном итоге мы имеем лидеров — и народ — которых заслуживаем. Без активно заинтересованных и стойких религиозных ученых, представителей интеллигенции и деловых людей, понимающих важность этих вопросов, нет сомнений, что мы будем двигаться к росту религиозного популизма и эмоциональной слепоты масс.
Слова и убеждения лидеров должны устанавливать высочайшие стандарты — начиная со знания, понимания, согласованности и самокритики. Они должны отказаться от поисков виноватых, призвав к принятию ответственности, освободившись от иллюзии, что сопротивление «другим» может привести к примирению с самим собой.
Не ошибитесь: бурная реакция на оскорбления Пророка [мир ему] подтолкнула многих мусульман к поведению, далекому от принципов ислама.
Мы становимся самими собой не в противодействии кому-то другому, а в согласии и в мире со своей совестью, своими принципами и устремлениями. В здравом овладении собой, а не агрессивном неприятии других. Таково послание, которое мусульмане всего мира должны услышать, а главное, претворить в жизнь.
Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета, президент исследовательского центра в Брюсселе «Европейская мусульманская сеть». Английская версия текста опубликована на сайте профессора www.tariqhamadan.com.