Закрыть

Общество

«Попов получил карт-бланш на насилие»

 

— Уволен начальник СИЗО Нальчика Попов. Почему он был уволен? Это повышение или понижение?

— Я уверен, что это все связано с многочисленными нарушениями, которые начали происходить в СИЗО-1 Нальчика именно с приходом Попова и тем, что подсудимые обращались с жалобами на нарушение их прав. Я не могу ответить точно, но судя по информации в СМИ, он был переведен на какую-то другую должность. И вроде как даже пошел на повышение.

Проблема в том, что в нашей стране привыкли жить по понятиям. И даже в этом случае никто не стал рассматривать это дело, решили просто убрать человека на другую должность.

— То есть уход Попова — это победа осужденных и их адвокатов?

— Безусловно. Правозащитные организации получали сотни жалоб каждый месяц на ужасные условия содержания, на пытки, избиения. В этом деле разбирались правозащитные организации и местные и даже на международном уровне. Это обсуждалось и в Общественной палате.

-Как изменилась жизнь в СИЗО с приходом Попова? Насколько он ужесточил условия содержания?

— Участились жалобы на условия содержания. Подсудимым запрещали встречаться с адвокатами. Но самое главное — заключенные подвергались физическому насилию. Были какие-то попытки оправдаться, но ведь в законах очень четко прописано, когда против заключенного может применяться физическое воздействие — в случае возникновения угрозы с его стороны или попытки нападения. Ничего этого не было. Свои поступки оправдывали тем, что подсудимые пререкались и тому подобное.

Знаете, если описывать Попова, то можно сказать, что он похож на типичного представителя партии Жириновского. У него тоже было такое же «особое» отношение к Кавказу. И он этого не скрывал. Он вообще часто делал какие-то заявления, даже в СМИ, говорил, что наводит «порядок». Обвинял нас, правозащитников, в том, что мы потакаем преступникам.

— Эти ужесточения касались только подсудимых по делу о нападении на Нальчик?

— Нет, что касается условий содержания, то ухудшились для всех заключенных. Можно напомнить о том случае, когда один заключенных зашил себе рот в знак протеста против издевательств. А он не был связан с этим делом.

Мне кажется Попов получил какой-то карт-бланш на такие действия сверху. Но он действительно был особенно заинтересован в деле13 октября 2005 года. У него, может, было даже такое задание – сломать этих людей. Может, поэтому он и был назначен.

— Проверяли ли условия содержания заключенных под стражу и соблюдения их прав? Кто эти проверки осуществляет и как часто?

— Конечно, и наш правозащитный центр, и другие организации постоянно занимался подобными проверками. Мы и приходили в СИЗО, и собирали пресс-конференции, и обращались с жалобами в прокуратуру. Проблема в том, что эти проверки и жалобы, за редким исключением, ни к чему не приводили.  Да и не все жалобы доходили до нас, в СИЗО им просто не давали ходу.

Но жалобы на избиения и издевательства подсудимых по делу 13 октября 2005 года смогли вызвать резонанс.

— Дело 58-ми подсудимых по делу о нападении на Нальчик длится уже 7 год. Почему так затягивается этот процесс?

— Как говорят адвокаты подсудимых, процесс пошел бы быстрее, если бы следствие не стало скидывать дело в одну кучу. По-хорошему, его следовало разбить на несколько производств.

Кроме того, для современной России это беспрецедентный процесс, когда на скамье подсудимых оказалось сразу столько человек. Это во времена Сталина такое было, «дело врачей» и так далее. Поэтому, конечно, возникают сложности. Кроме того, сначала его должен был рассматривать суд присяжных. Но пока целый год шел отбор кандидатов, появился закон, по которому такие дела запрещено рассматривать судом присяжных. По этому поводу тоже были многочисленные обсуждения в Общественной палате.

Потом, для этого процесса даже специально построили здание суда, потому что остальные просто не могли вместить всех подсудимых. Это тоже заняло много времени.

Ну, и наконец, проблемы начались в самом деле. Некоторые свидетели отказались от своих показаний, и доказательная база рассыпается…

— Вы уже знаете, кто назначен новым начальников СИЗО? Как вы думаете, с его приходом права заключенных будут соблюдать?

— Нет, это мне неизвестно. Но я очень надеюсь, что с приходом нового начальства все изменится в лучшую сторону.

К сожалению, ужасное отношение к подсудимым, заключенным мы наблюдаем повсеместно. И если мы думаем, что пусть в тюрьмах, в СИЗО к людям так относятся, пускай их там давят, нарушают их права, лишь бы не нарушались права других, мы очень сильно ошибаемся, это аукнется всем. Иначе просто не может быть, потому что все должны быть равны перед законом. Вот к этому надо стремиться.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях