Закрыть

Обо всём

Назруль Ислам – писатель и полицейский

 

«Я не хочу ни начинать, ни раздувать никаких споров», — отвечает он вежливо, и просит не печатать в газете его фотографию. Однако в своей книге страж порядка за словом в карман не лезет, смело критикуя правящую партию индийского штата Западная Бенгали «Тринамуль конгресс»  и ее лидера, главного министра Мамату Банерджи за политику по отношению к мусульманам. Обещания министра назначить жалованье имамам и муэдзинам, которые призывают людей на молитву, официально  признать 10 тысяч медресе, он называет уловками стремящихся удержать мусульман в бедности и невежестве властей.

И все же Назруль Ислам согласился рассказать о себе индийскому корреспонденту New York Times.

— На своем сайте вы говорите, что из простого деревенского мальчишки смогли дорасти до преуспевающего офицера полиции.

— Преуспевающего офицера полиции? Нет, я так не думаю. Меня переводили каждый раз, когда я пытался что-то сделать.

— Вы продержались чуть  больше месяца в Болпуре, где были участковым полицейским в 1983 году?

— Да. Я арестовал сына члена парламента от Коммунистической партии Индии, которая была тогда правящей партией. Они избили сторонников оппозиционной партии, вытаскивали их из домов, мочились на них, срывали одежд с женщин.

— Нечасто встретишь, чтобы полицейский не подчинялся распоряжениям правящей партии. Вам не было страшно бросать вызов?

— Я всегда стоял за справедливость и нейтральность. При исполнении обязанностей никогда не смотрел, кто принадлежит к какой партии.  Страшно мне не было. Почему я должен бояться? В самом худшем случае меня бы куда-нибудь перевели, пусть даже  убили. Больше никто ничего не сделает. Так что я никогда не боялся. Я родился хорошим человеком, и хочу умереть хорошим человеком.

— А что думает ваша семья?

— Они постоянно волнуются обо мне, но не вмешиваются. Еще до свадьбы я предупредил свою жену, что жизнь со мной может принести ей не лучшие из переживаний.  Она может принести много страданий, потому что я не  собирался отступать.

— Как вы считаете, политика создания блоков избирателей из определенной общины, практикуемая в Индии, стоит на пути прогресса мусульман страны?

— Да. И не только мусульман. Многие другие, включая индуистов низшей касты и разные племена стали жертвами этой политики. Просто положение касты неприкасаемых и членов племен немного лучше, потому им выделяют места  в образовательных учреждениях,  и рабочие места.

— Поддерживаете ли вы предоставление подобных льгот для мусульман?

— Да.

— Вы родились в деревне, где не было даже начальной школы, и все же пробились, безо всяких выделенных мест. Почему вы считаете, что они нужны?

— Я пробился, но это было не легко. Мне приходилось трудиться изо всех сил, чтобы  конкурировать с теми, у кого хорошее происхождение и большие возможности. Понимаете, многие мусульмане, особенно в Бенгалии, принадлежали раньше к низшей индуистской касте. И даже после принятия ислама их жизнь не улучшилась.   Будучи мусульманами, они уже не пользуются правом ни на какие выделенные места.  Что-то необходимо разработать  для них.

— Вы написали 71 книг, как художественных, так  и научных. Это очень впечатляет.

— Я пишу, когда очень хочется высказать то, что происходит в моей голове.  Когда я впервые приехал в колледж в городе Бехрампур, я увидел, что образованные люди мыслят более замкнуто, в рамках своей общины,  чем простые люди в моем родном селе.  Люди в деревне были, без сомнения, религиозными, но они были более терпимы к другим религиям и жили мирно с другими общинами.

Я начал задумываться о  религии, образовании, стал изучать различные конфессии,  и в результате появилась книга «Индуистско-мусульманские отношения в Бенгалии». «Бакуль» — это роман, но он основан на моем опыте службы дополнительным начальником полиции в Силигури  в конце 80-х.

— Это было ваше любимое место службы?

— Да, потому что там много чего можно было сделать. Например, мне удалось справиться с незаконной торговлей древесиной и контрабандными товарами. Люди там меня любили. Я помню, как один человек, который случайно подслушал  тайную встречу каких-то бизнесменов в соседнем штате Бихар,  пришел оттуда специально для того, чтобы сообщить, что моя жизнь в опасности, и что они хотят убить меня или добиться моего перевода.

Всего несколько дней назад мне позвонила какая-то дама из Силигури. Она позвонила, чтобы сказать, что ее муж, который недавно скончался, хотел извиниться передо мной. Он сочувствовал Коммунистической партии (маоистам) и, очевидно, работал раньше против меня. Я не помню, конечно.

— Одна из ранних книг, «О полиции», навлекла на вас гнев тогдашнего  правительства Левого фронта.

— Да. Потому что я написал о том, как Коммунистическая партия использует полицию для своих целей.  Меня попросили убрать эти  комментарии. Я отказался пойти на попятную. Тогда они поручили Комитету бдительности инициировать расследование против меня. Дело дошло до Верховного суда, и там было доказано, что все обвинения беспочвенны. Когда меня спросили, какую  я хочу компенсацию, я попросил одну рупию из зарплаты того человека, который начал расследование. Мне заплатили чеком.

— Через полтора года вы выйдете на пенсию.  Вы уже подумываете, чем заняться тогда?

— Так много всего нужно сделать. Я основатель и председатель Образовательного общества Басантапур, которое открыло нескольких школ и колледжей (один из инженерно-строительный) в моей деревне, где когда-то не было ни одной начальной школы. Следующим шагом будет открытие университета.

Английская версия интервью опубликована на сайте india.blogs.nytimes.com


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях