Акрам Муртазаев, писатель, лауреат премии «Золотое перо России»:
— Обсуждение данной темы говорит о том, что общество погружено в болезненное исследование «пятого пунктика». Но ведь понятно, что если бы эти ребята станцевали лезгинку в Москве, то от них потребовали соблюдать местные традиции и назвали «лицами кавказской национальности». А когда они танцуют у пьедестала с золотом Олимпиады — это россияне, которые имеют право на свои традиции в любой точке мира.
Человек дает земле профессию. Она может стать и хлебным полем, и полем боя. Так и словам люди сами придают значение. Посмотрите, какое разное отношение у людей к слову Бог и к слову Аллах?
К сожалению, мы придали лицам многих национальностей самые отрицательные значения.
Что же касается этих наших олимпийских чемпионов… Одни скажут, что им больше не в чем себя проявить. Только в физической силе. А среди Нобелевских лауреатов нет лиц кавказской национальности. Другие скажут — у России пока только три золота, но Олимпиада продолжается и золота у НАС будет больше.
И эти, другие, мне по душе, по сердцу и по уму.
Владимир Тор, националист, один из лидеров националистической организации «Движение против нелегальной иммиграции»:
— Выигрывают, судя по всему, граждане России, которые выступают за Россию. Честно говоря, мои идеалы никак не препятствуют занятию спортом лиц не только кавказской национальности, но и вообще любой национальности.
И я не вижу проблем в том, чтобы назвать лицо кавказской национальности лицом кавказской национальности, если оно таковым является. Разве это оскорбительно? В первый раз слышу, чтобы турок оскорблялся, когда его называют турок, армянин, когда го называют армянином, а дагестанец, когда его называют дагестанцем. Вероятно, «лицо кавказской национальности» может для кого-то носить негативный оттенок, бывает и так.
Что касается Олимпиада, то это спорт, тут побеждает сильнейший, какие проблемы? Мухаммад Али вообще был негром, но он прекрасно боксировал.
Так что, меня не очень волнует то, что армянин выиграл золотую медаль. Это находится на периферии моих интересов. Дай Бог ему успехов во всех его добрых начинаниях.
Руслан Курбанов, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, кандидат политических наук:
— Начало Олимпиады показало удивительную картину – это раздвоение, расщепление сознания российского обывателя. Кампания «Хватит кормить Кавказ» вызвала большую истерию в обществе по отношению к кавказцам. По крайней мере, в онлайновом сообществе — в блогосфере, на форумах и так далее. Поэтому, когда в сознание российского обывателя и интернет-пользователя было внедрено предельно негативное отношение к кавказцам, вдруг оказывается, что Россию-то и некому представлять на Олимпиаде, кроме кавказцев.
Я столкнулся с удивительным фактом – сейчас о негативе к кавказцам забыли практически все, за исключением каких-то отщепенцев, которые заявляют, что, мол, не нужна нам даже Олимпиада с такими чемпионами. Но, тем не менее, – сегодня наша страна ликует, сегодня наша сборная танцует лезгинку на лондонских площадках, а толпа скандирует «Россия! Россия!»
Там, в Лондоне, произошло смыкание этих двух образов – сильных кавказцев и большой страны. Наконец воочию, через телеэкраны, вся страна увидела, что невозможно делить граждан России на своих и чужих.
Я очень рад, что наши ребята показали хорошие результаты. Сегодня выступают тяжелоатлеты, дай Бог, чтобы парень из Чечни – Апти взял золото. Я надеюсь, что и наши борцы выступят достойно. К сожалению, в других видах спорта наша команда показывает себя не очень сильной, но зато это послужит уроком для различных провокаторов.
Максим Шевченко журналист, ведущий «Первого канала»:
— Я поздравляю ребят, которые выиграли, они молодцы. Но в целом могу сказать, что это постыдная Олимпиада, проходящая в который раз на фоне войны.
Честно говоря, меня эта Олимпиада на фоне сирийской войны, на фоне того, что продолжается блокады Газы, совершенно не интересует.
Я, повторюсь, рад за ребят, которые выигрывают, и мне понятно, почему это происходит, — потому что в кавказских обществах сохранилось нормальное отношение к детям, которых заставляют заниматься спортом, и выращивают из них чемпионов. Там, на Кавказе, сохранились спортивные школы – такие как хасавюртовская, которые готовят качественный олимпийский резерв, в других частях страны просто все разорили, и прекращена вообще какая-то подготовка олимпийцев.
Александр Верховский, правозащитник, директор информационно-аналитического центра «Сова»:
— Думаю, что для большинства россиян фамилия чемпиона в такой ситуации не имеет особого значения. Ну а люди, которые озабочены кавказской угрозой, как они выражаются, для них, конечно, важно. Меняется ли благодаря таким победам отношение к кавказцам в целом – не уверен. Тут, наверное, стоит провести большое социологическое исследование. Мне самому неважно, человек какой национальности принес России золото, потому что, во-первых, я спортом совершенно не интересуюсь, а во-вторых, мне это всегда неважно.