Закрыть

Праздники и приметы

Введение во храм Пресвятой Богородицы сегодня 4 декабря отмечается в России

 
Введение во храм Пресвятой Богородицы сегодня 4 декабря отмечается в России itemprop=
Источник иллюстрации / фото: Wordyou.ru

Ежегодно 4 декабря начинается череда церковных торжеств. Называется он Введение Пресвятой Марии во храм Господень, а в народе он назывался проще — Праздник зимы.  Именно в этот день Святая Мария в трехлетнем возрасте начала свое служение Богу. В славянской культуре 4 декабря символизировало не только это священное событие, но и начало зимы, её вступление в свои права. Но обо всем по порядку, давайте же подробней узнаем с чем связан этот праздник, что принято было делать в этот день, а чего избегали, как его проводили и чего ждали от этого праздника.

Введение во храм Пресвятой Богородицы: история праздника

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице.

Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

Введение во храм Пресвятой Богородицы: Иконография праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Согласно исследованию Ж. Лафонтен-Дозонь, изображение Введения во храм Пресвятой Богородицы первоначально известно в составе цикла жития Богородицы. В монументальных росписях встречается с IX в. (капеллы Иоакима и Анны в Кызылчукур, между VII и IX в., Богородицы и святых Иоанна Предтечи и Георгия в Гереме, нач. или 1-я пол. X в. и (Каппадокия); собор Святой Софии в Киеве, 1037–1345 гг.; церковь Успения Богородицы в Дафни, ок. 1100 г.; Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове, 40-е гг. XII в.; церковь Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), 1295 г.; церковь Богоматери в с. Сушица близ Скопье (Македония), кон. XIII в.; церковь Спасителя в монастыре Жича (Сербия), 1309–1316 гг.; церковь Кралева (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница (Сербия), 1314 г.; церковь вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.; церковь Успения Богородицы монастыря Грачаница (Косово и Метохия), ок. 1320 г.; собор монастыря Хиландар на Афоне, 1320–1321 гг.; монастырь Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316–1321 гг.).

Введение во храм Пресвятой Богородицы в составе цикла жития Богородицы может располагаться в алтаре (собор Св. Софии в Киеве, церковь Успения Богородицы монастыря Грачаница), в наосе (церковь Богоматери Перивлепты в Охриде, Кралева церковь в монастыре Студеница), в параклисе (церковь Спасителя в монастыре Жича, церковь вмч. Георгия в Старо-Нагоричино), в западном компартименте под хорами (собор Мирожского монастыря), в нартексе (церковь Успения Богородицы в Дафни, монастырь Хора).

Как отдельное событие, литургически вспоминаемое и празднуемое Церковью, Введение во храм Пресвятой Богородицы изображено на миниатюре Минология Василия II [30], на иконах в составе праздничного ряда иконостаса (фрагмент эпистилия, XII в., монастырь Ватопед; фрагмент эпистилия, кон. XII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае; икона нач. XIV в., монастырь Хиландар; икона из Кирилло-Белозерского монастыря, 1497, КБИАМЗ), а также в монументальных росписях, где композиция представлена как самостоятельный сюжет.

Иконография Введения во храм Пресвятой Богородицы и принципы расположения этой композиции в системе храмовой росписи, соотношение ее с другими богородичными сценами и сценами земной жизни Христа соответствует основным темам песнопений службы праздника. Важнейшая из них – тема Богородицы как одушевленного храма, вместившей невместимого Бога («Днесь боговместимый храмъ, Богородица, въ храмъ Господень приводится». 2-я стихира на литии, глас 4-й). Композиция представляет собой процессию, направляющуюся к храму в виде кивория на тонких колонках, находящегося внутри невысокой ограды. В открытых (иногда затворенных) дверях ограды, которые напоминают царские врата иконостаса, навстречу Богородице склоняется первосвященник Захария, за которым виден церковный престол. Изображение распахнутых или закрытых врат соотносится с песнопениями службы, которые называют Богородицу «Двере Господня» (напр., «къ Нейже дивяся Захариа вопияше: Двере Господня, храма отверзаю Тебе двери». 1-я стихира на стиховне (великая вечерня) глас 5-й). Этот эпитет Богородицы основан на видении прор. Иезекиилем таинственного храма, затворенными дверями которого входит и выходит Господь (Иез. 43. 1–7, 44. 1–4). Это пророчество, которое читается в качестве паримии на службе Введения, является прообразом приснодевства Богородицы.

В памятниках IX–XIII вв. во главе процессии вслед за Богородицей изображаются Ее родители, которые вручают Ее священнику как дар, обещанный Богу; за Иоакимом и Анной – девы, держащие в руках горящие свечи. Такое построение композиции соответствует теме прославления Богородицы как чистой жертвы Богу. Эта жертва понимается как приготовление, прообраз той жертвы, которую принесет Сам Господь. Не случайно в системе храмовой росписи нередко сопоставляются композиции «Введение во храм» и «Сретение Господне». В церкви Спаса на Нередице близ Новгорода, 1199 г., эти сцены представлены рядом на северной стене, в церковь свт. Николая на о-ве Липно (Новгород), 1299 г., друг напротив друга, на северной и южной стенах вимы. Большие по размеру композиции «Рождество Богородицы» и «Введение во храм», занимая важнейшие места в системе храмовой декорации, выстраиваются в один смысловой ряд со сценами «Рождество Христово» и «Сретение» (церковь св. Пантелеимона в Нерези (Македония), 1164; церковь прп. Ахиллия, еп. Лариссы в Арилье (Сербия), 1296; собор Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре, 1313), а также со страстными сюжетами (церковь св. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде, 80–90-е гг. XIV в. – Введение расположено под Распятием на восточной стене южного рукава креста).

В палеологовскую эпоху в иконографии Введения во храм Пресвятой Богородицы акцент смещается в сторону евхаристического понимания события. Иоаким и Анна изображаются замыкающими шествие (Кралева церковь в монастыре Студеница), девы со свечами окружают Богоматерь, Которая тоже иногда изображается со свечой в руке. В сцене питания Богоматери, сидящей на ступени Святого Святых и слетающим к Ней с небес Ангелом, евхаристическое значение эпизода подчеркивается размером хлебца и четким изображением на нем креста (Хиландар). В росписи притвора Боянской церкви (Болгария), 1259 г. Богоматерь в сцене питания небесным хлебом представлена стоящей рядом с ангелом за престолом в Святая Святых. В росписи алтарного свода Успенского собора Московского Кремля, 1642–1643, Введение изображено в интерьере 5-главого храма, а ветхозаветное Святое Святых представлено как алтарь храма новозаветного, над престолом которого представлена сидящая на ступенях Богородица, к Которой слетает ангел с кадилом в руке.

В целом мало изменявшаяся на протяжении веков композиция «Введения во храм» иногда могла быть отмечена некоторыми особенностями. Так, на новгородской иконе XIV в. (ГРМ) Введение показано в интерьере 3-главого храма, под сводами которого висят светильники с горящими свечами. Фигурка Богоматери изображена на фоне высокого черного арочного проема. За Богоматерью справа в позах молитвенного предстояния – Иоаким, Анна и девы, слева за Захарией стоит Иосиф Обручник. Появление образа прав. Иосифа в новгородской иконе, по мнению Лафонтен-Дозонь, может быть обусловлено влиянием композиции «Обручении Марии». Например, на эпистилии XII в. (монастырь Ватопед) сцены «Введение во храм» и «Обручение Марии» расположены подряд. Шатровая форма храма и висящие светильники обнаруживают сходство с шатровым киворием, украшенном светильниками в сцене «Введение во храм» в росписи церковь Панагии Аракос близ Лагудеры (Кипр), 1192.

Введение во храм Пресвятой Богородицы: Народные приметы на 4 декабря

Говорят, что Введенья – это ворота зимы. Во всяком случае, обычно примерно в это время на землю ложился снег, который не таял уже до самой весны. Есть и приметы, связанные с этим днем.

  1. Если до Введения снег пошел, то он растает, а после Введения он, напротив, задержится до весны
  2. Если снег после Введения не растаял – жди хорошего урожая хлеба
  3. Морозный день 4 декабря предвещает холодную и снежную зиму
  4. Если человек родился 4 декабря, то в качестве талисмана ему рекомендуется носить алмаз
  5. Мороз и солнце в этот день являлись хорошим знаком
  6. Пасмурная и теплая погода 4 декабря – будет неурожай
  7. Наступила настоящая зима – можно надеяться на хороший урожай
  8. Ясная погода предсказывает неурожай, и наоборот
  9. Мороз 4 декабря – лето следующего года будет очень знойным, а на ближайшие праздники будет стужа
  10. Издалека слышен звон колоколов – будет мороз, а если звон глухой, то это предсказывает снегопад
  11. Если в печи пшенная каша румянится, то выпадет снег
  12. Лошадь 4 декабря упрямится – примета к тому, что скоро снег выпадет

Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях