Закрыть

Общество

Из всех искусств для нас важнейшим является табличка

 

Биеннале называют одним из самых  амбициозных проектов современности, а его организаторы  уверяют, что при отборе участников  внимание   уделялось  творческому  потенциалу, смелости эксперимента, поиску новых взглядов и методов.

И надо сказать, отбор получился отменный: ребята действительно использовали неординарные материалы и методы.  Например, словенец Марек Кветан  нагромоздил двухметровую стопку тарелок, наглядно продемонстрировав  зрителям  вопиющую «хрупкость бытия».

А американцы Зарухи Абдаляна и Джозефа Розенцвейга прикрепили под потолком прожектор так,  что его луч не освещал ничего, кроме собственного кабеля и розетки.

Прожектор  показывал вовсе не то, что питается током.  Он демонстрировал абсолютную губительность «замкнутости».

О многозначительных  бесцельностях

Неординарность и смелость, конечно,  вещи любопытные. Но иногда им  весьма сложно заменить мысль,  идею, актуальность. По сути, ставка только на неожиданный  ход,  и есть  замкнутая система, которую  выхватил из мрака прожектор. И непонятно  почему  молодые  дарования  так   непоколебимо уверенны, что сам  уже сам факт их обращения к какой-либо теме  сразу  делает ее интересной и  актуальной  для общества….

Вообще, истинный талант  вырастает из почвы сомнений. И результат никогда не опережает мучительный процесс поиска. А  молодые таланты сначала соорудят что-либо, а потом придумывают идею созданного. Вот Эсана уль Хака из Пакистана «создал» огромный параллелепипед из мешков с цементов и  считает, что   внутри него «зарыт» здоровый философский смысл.

Я не поверила на слово, и  смысл за  мешками не увидела и попросила автора  уточнить —  что это за смысл?  Но   пакистанец лишь загадочно жмет одним плечом (концептуальное движение!) и отвечает: «Я долго думал, прокручивал в голове различные концепции и сделал вывод – это типа много из ничего».

А  может просто – ни-че-го?

Возможно дело в ключевом слове «молодые» (которое зачастую умело подменяет термин  «неопытные»), но большинству художников, почему-то не пришла мысль, что зрителя надо еще и как-то зацепить, завлечь, сделать так, чтобы  совершенно непонятные вещи стали обретать  не только свою художественную ценность, но и логичное объяснение сути…

В этом смысле меня поразила еще одна экспозиция – «Война в Чечне». Изуродованные книги – их рвали, жгли и штопали и сразу видно «с душой»…. Но, каким образом они олицетворяют конкретные события в этой республике?

Обратилась с этим вопросом  к самому автору Айслану Гайсумову. Тот недоуменно покрутил пальцем у виска: «Ой, ну, как можно не понять о чем работа? Зачем спрашивать или думать? Это написано на табличке! Где она? Ну, там где-то в зале, главное ее найти!».

Согласна, гению дозволено всё. Но, увы, не всех, кому  всё дозволено,  можно назвать – гением.

Толпотворение – не наш путь

Само открытие Биеннале было весьма провокационным и неожиданно переросло в акцию в защиты группы Pussy Riot. Во время приветственной речи министра культуры Владимира Мединского собравшиеся начали активно размахивать плакатами «Free Pussy Riot».  Министр культуры  повел себя  культурно – он не заметил эту акцию. Деловито закончив свою речь, скоропостижно удалился, так и не посетив открытую им выставку.

Других острых политических моментов на Биеннале нет, если не считать параллельный проект «Музей пролетарской культуры» Арсения Жиляева: «оккупайская» палатка и рассредоточенные по всему ЦДХ «одиночные пикетчики» с плакатами, в том числе и в поддержку оскандалившейся панк-группы Pussy Riot.

«Народное творчество масс – отметил Жигляев WordYou.ru –  перед нами пример истинной революционности, которая творит искусство. Уже в 20 веке существовала эта жуткая социальная проблема современности – толпообразование. И оно продолжается. Если раньше еще средний класс мог бороться за свои права, то сейчас идет жуткое расслоение, где правила диктует лишь элита. Выставка, в первую очередь – это образная попытка избавиться от культа потребления и фетишизма,  она дает понимание, кто является тем авангардом людей, которые не хотят превращаться в толпу».


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях