Закрыть

Праздники и приметы

Тираны мира, извините…

 

Кто-то говорит, что и представить себе не мог, что это когда-то кончится. Другие утверждают, что  все знали наперед.  Но очевидно  одно — для всех ливийцев, вышедших вчера на улицы, чтобы отпраздновать известие о смерти Каддаф означает победу в долгой борьбе.

«Я хотел бы объявить нашим сыновьям и дочерям, и всему миру новость  о конце тирании и диктатуры в Ливии, которая никогда больше не вернется, — обратился в четверг вечером к журналистам в Бенгази вице-председатель Национального переходного совета (НПС) Абдель Хафиз Гога. — Наши революционеры добыли голову тирана, который встретил свой рок и судьбу, как все диктаторы и тираны».

До этого заявления  в ливийском обществе царила неопределенность. Памятуя о появлявшихся прежде ложных слухах, народ не спешил верить рассказам бойцов НПС в Сирте и должностных лиц в Триполи, сообщавших журналистам то о захвате Каддафи, то о его смерти,

И действительно, совсем недавно Переходный совет уверял, что Муатассим  Каддафи — один из сыновей лидера и его бывший советник по национальной безопасности — арестован в Сирте. На деле же оказалось, что дело обстоит, мягко говоря, «не совсем так».

«Друзья мне сказали: «Ты слышал, Сирт  освободили?», а потом мы услышали новость про Каддафи, но решили, что это очередная утка, как было с Мутассимом, — рассказал корреспонденту «Аль-Джазиры» инженер-компьютерщик из Триполи Лутфи бин Хамид. – И только потом, мы увидели фотографии».

Вся  страна положила глаз  на мертвого льва

В школе, где учится дочь Хамида, учителя от радости кричали и вопили, как дети.  Он побежал домой, включил телевизор и уселся перед ним с супругой-ирландкой, на которой он женился  во время учебы в этой далекой стране, и  вместе с которой вернулся жить  в Ливию в 1992 году.

Видеокадры с мертвым Каддафи, лежащим на тротуаре, по-видимому, убитым выстрелом в голову, убедили всех сомневавшихся. В Триполи огромная толпа собралась на площади Мучеников, гудели грузовые суда в порту,  бойцы Переходного совета и обычные  граждане палили в воздух.

«Когда эти кадры появились на телевидении и в интернете, я смотрел не отрываясь. До того я не верил, потому что все  это могли сделать в «Фотошопе», — говорит научный сотрудник ливийского Национального метеорологического центра Юнис Фенади. — Но потом  показали эти съемки, и теперь мы празднуем».

После того, как новость подтвердилась, началось обсуждение того, как же именно все произошло. Рассказывали, что Каддафи вроде бы  выволокли из дренажной трубы, раненого то ли во время перестрелки с большой колонной автомобилей, то ли в результате авиаудара НАТО. Но на видео ясно было видно, как Каддафи, еще живого, арестовывают бойцы НПС, а затем он лежит уже  мертвый, с большой раной на  виске.

Фенади, который собирался вместе с семьей отправиться на пикник, чтобы отпраздновать день рождения своей дочери,  вместо этого обсуждает теперь с ней смерть Каддафи.

«Я был очень, очень счастлив. Моя дочь и жена хотели бы, чтобы его взяли живым и привлекли к ответственности, но я считаю, что так лучше — он убит, и окончена глава его правления в нашей стране, — говорит Фенади. – Пройдет всего несколько недель, и Каддафи будет уже в прошлом».

Теперь, когда Каддафи мертв,  нижестоящим чиновникам свергнутой власти легче будет признаться в том, что происходило во время его правления, считает он, и добавляет, что хорошо бы еще арестовать Сайфа аль-Ислама, самого известного из сыновей Каддафи, и командующего военной разведкой Абдуллу аль-Сенусси.

Тиранов  порождает трон

А тем временем народ, собравшийся на площади Мучеников, все еще не может до конца поверить в смерть того, кто правил страной так долго и   чьей службе безопасности приписывались чуть ли не сверхъестественнее способности уничтожать на корню малейшие  проявления инакомыслия.

«Лучше убить, если он взят живым, то появятся разные мнения,  — делится переживаниями с корреспондентом «Аль-Джазиры» одна женщина.  – Нас больше не волнуют всякие секреты… Теперь когда мы от него избавились, мы свободны».

Фенади, родившийся в Триполи в 1961 году, за восемь лет до пришествия Каддафи к власти, считает, что ливийцы со временем, через восстановленные документы и свидетельства очевидцев , получат ответы на вопросы по поводу массовых убийств и похищений людей, происходивших в стране на протяжении 41 года.

«Я рад, что наконец получил возможность, а мне сейчас 52 года, говорить свободно в своей стране», — сказал он.

Но уже появляются и выражения озабоченности  будущим Ливии под руководством основных лидеров Национального переходного совета – его далеко неоднозначного  премьер-министра Махмуда Джибриля, и председателя Мустафы Абдул Джалиля, который пообещал уйти в отставку после объявления об освобождении.

«Мне не нравится этот парень, я думаю, он просто еще один  Каддафи», — говорит Хамид под звуки азана – призыва на молитву —  из близлежащих мечетей и отчаянно по-праздничному сигналящих автомобилей. – Он вылез во власть и считает, что только он один достаточно умный, чтобы руководить Ливией».

Музы  еще  помолчат?

Некоторые ливийцы опасаются,  что насилие в стране, где сейчас,  после нескольких месяцев конфликта, полно оружия, не прекратится.

В среду на восточной окраине Триполи бойцы НПС на пикапах с установленными зенитными орудиями устроили погоню за человеком на автомобиле, который, испугавшись,  открыл по ним огонь. В результате перестрелки был ранен боец НПС.

«Нам нужно крепкое правительство, чтобы появилась  надежда на восстановление спокойствия в Ливии», — выражает настроение жителей страны собкор «Аль-Джазиры» Тошани Габдуб


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях