На территории стран Европейского Союза проживает около 20 миллионов мусульман. Большую часть из них составляют выходцы из мусульманских стран. Однако стремительно растет также и количество «новых мусульман» из числа коренных европейцев, принимающих ислам. Понятно, что зачастую возникают ситуации, разрешить которые в привычном европейцам светском суде становится затруднительно. Особенно это касается гражданских дел. Как развестись супругам, которые по светским законам даже и не женаты? Или как разделить наследство, не оставив в обиде никого из родных, и не погрешив против религиозных норм, если светские европейские нормы наследования отличаются мусульманских? Именно для разрешения подобных конфликтных ситуаций во многих странах Европы суды обращаются к шариату.
В Великобритании местные суды принимают официальные решения на основе норм шариата вот уже лет тридцать. В начале восьмидесятых годов прошлого столетия английские судьи получили разрешение исходить в своих решениях из особенностей менталитета и религиозной принадлежности конфликтующих сторон. В первую очередь речь идет о гражданских делах, связанных с бракоразводными процессами и разделом имущества, а также с вопросами наследования. По различным данным, на сегодняшний день в Англии действует около 80 шариатских судов, которые выносят решения на основе мусульманских законов. Единственное условие для того, чтобы они могли осуществлять свою деятельность на территории Великобритании – это то, что нормы шариата не должны вступать в противоречие с местными законами.
В Великобритании проживает около 2 миллионов мусульман. Поскольку ростовщичество и получение ссудных процентов с банковских вкладов в исламе запрещены, в сфере ипотеки введены специальные схемы, которые дают возможность избежать нарушения исламских норм.
Такая же ситуация и во многих других европейских странах, в Бельгии, например, или в Голландии, а также в Австрии и Германии. Немцы, кстати, в вопросах введения отдельных норм шариата в местное судопроизводство пошли дальше всех. Кроме того, что в некоторых высших учебных заведениях страны изучается исламское право, планируется в ближайшем будущем отправлять немецких судей на стажировки в арабские страны, чтобы они могли подробнее ознакомиться с принципами работы шариатских судов. Буквально пару месяцев назад министр юстиции земли Райнладнд -Пфальц Йохен Хартлофф выступил с предложением о том, что в стране следует более активно внедрять нормы мусульманского права в тех областях, где они соответствуют местному законодательству. Так, например, по мнению Хартлоффа, шариат очень удачно можно было бы применять в арбитражных судах, где мусульмане могли бы регулировать возникающие среди них торговые или спортивные разногласия. Хартлофф при этом сразу оговорился, что не все нормы шариата могут быть приемлемы в Европе. «Побивания камнями мы не допустим», — заявил политик, чтобы заранее откреститься от обвинений в желании исламизировать Германию.
Надо отметить, что кроме пары недовольных реплик со стороны представителей консервативной партии Христианских демократов, вполне, впрочем, ожидаемых, заявление политика и юриста о необходимости более активного применения мусульманского права особо резкой реакции, и тем более общественного возмущения не вызвало. А представляющий социал-демократическую партию премьер –министр земли Райнланд -Пфальц Курт Бек и вовсе поддержал идеюХартлоффа. По мнению Бека, нет никаких препятствий для того, чтобы разрешить представителям мусульманской общины Германии решать возникающие между ними проблемы на основе шариата, если только это не входит в противоречие с нормами местной Фемиды.
Несколько лет назад большой шум вызвало заявление духовного главы англиканской церкви епископа кентенберийского Роуэна Уильямса о том, что введение в Великобритании некоторых норм шариата необходимо хотя бы для того, чтобы избавить мусульман от искусственно навязанного им выбора : быть лояльными своей религии или своей стране. Епископ высказал тогда мнение, что хотя почти два миллиона проживающих в Англии мусульман не менее законопослушны, чем остальные граждане страны, тем не менее, они в своей религии полагаются также и на нечто иное, чем судебная система этой страны. И они имеют право на рассмотрение своих дел судом, понимающим их представления и убеждения.
Следует также отметить, что в той же Англии, к примеру,существует иудейский суд раввината, к которому обращаются иудеи, не желающие,чтобы их проблемы расматривали светские суды. Как видим, введение шариатского суда в некоторых европейских странах не является пионерством, и уж тем более прихотью стремящихся «исламизировать Европу» мусульман. Мусульмане идут всего лишь по пути, который уже проложен до них представителями другой «нетитульной» религии – иудаизма.
Если бы адвокат Хасавов, так неуклюже выступивший в качестве «защитника шариата», сначала поинтересовался бы предметом своих заявлений, то и он, может быть, знал, что установление шариата не имеет никакого отношения к заливанию улиц кровью или к созданию мертвых озер. И никогда не имело.
Майнат Абдулаева, публицист.