В трибунале города Кеф, где заочно судят Бен Али и 22-х его подельников, в среду огласили окончательные данные по количеству жертв репрессий, обрушившихся на Тунис незадолго до бегства диктатора в Саудовскую Аравию: 340 погибших, 2 тыс. 174 раненых. Речь идет о расправах над демонстрантами, как в столице республики, так и в городах Кассерин, Тала, Кайруан и Таджервин.
Никто из подсудимых не признал своей вины в убийствах демонстрантов. Но прокуратура требует вынести обвиняемым «наиболее суровые наказания из всех возможных». Самого Бен Али судят заочно, и в тунисских СМИ уже не раз звучала критика в адрес нынешнего правительства за неспособность добиться от Эр-Рияда экстрадиции бывшего президента и его жены Лейлы Трабелси, обвиняемой в крайнем расточительстве и вмешательстве в государственные дела.
Воровство, коррупция, наркотики, далее — убийства
Как отмечает агентство «Рейтер», смертные приговоры в Тунисе выносятся очень редко, но для Бен Али может быть сделано исключение – столько ненависти вызывает его многолетнее правление, и особенно попытки удержать власть зимой 2010-2011 годов, обернувшиеся большим кровопролитием.
В Тунисе уже прошло несколько судебных процессов над Бен Али, обвинявшимся сначала в хищении государственного имущества, а затем в коррупции, применении пыток и даже незаконном владении оружием и хранении наркотиков, которые были обнаружены в одной из его роскошных резиденций. Более того, как заявил в среду журналистам министр юстиции Туниса Нуреддин Бухери, «вполне возможно, что семейство Бен Али до сих пор использует средства, похищенные в национальной казне и размещенные на секретных зарубежных счетах».
В общей сложности за все эти преступления Бен Али уже получил 71 год тюрьмы. Но дело об убийствах демонстрантов, конечно, выбивается из этого ряда. Глава государственной комиссии по расследованию нарушений прав человека в период 23-летнего правления свергнутого президента Тауфик Будербала подчеркнул, что трибунал в Кефе уже фактически доказал: «ответственность за убийства демонстрантов лежит на Бен Али и его министрах, пытавшихся утопить восстание в крови». Чего стоят хотя бы соответствующие приказы «о наведении порядка» за подписью бывшего главы МВД Рафика Бельхая Касема, которому теперь тоже грозит высшая мера наказания.
«Арабская весна» началась с Туниса, так что интерес к этому процессу в разных странах Ближнего Востока и Северной Африки вполне понятен. Как рассказал WordYou профессор Ливанского государственного университета политолог Муфид Котейш, «ненависть, вызываемая Бен Али в тунисском обществе, имеет сразу несколько главных причин: к концу правления Бен Али жестокие политические репрессии против оппонентов режима стали сочетаться с резким ухудшением экономического положения страны. И это на фоне вызывающей роскоши, в которой жило семейство президента и особенно его супруга (бывший личный парикмахер главы государства) Лейла Трабелси с ее многочисленной родней». «А тут еще хлеб подорожал в два раза, многие уже не могли позволить себе купить даже традиционные финики, — продолжил наш собеседник. — Прибавьте к этому огромную массу безработной молодежи, которая не имела возможности защитить свои элементарные политические и экономические права».
В СМИ самого Туниса уже не раз отмечалось, что по степени неприятия соотечественниками Бен Али вполне может соперничать с такими своими «коллегами» как Хосни Мубарак в Египте и Башар Асад в Сирии.