«Мы должны ввести в действие брандмауэры, чтобы страны вокруг Греции, которые все делают правильно, не пострадали только из-за того, что рынки стали пугливыми и нервными», — сказал Обама.
«Мы должны добиться рекапитализации банков в Европе, чтобы у инвесторов появилось доверие. И мы должны добиться, чтобы стратегия роста сопутствовала необходимости фискальной дисциплины, а также денежно-кредитной политики, увеличивающей способность таких стран, как Испания или Италия, ставить очень жесткие задачи и вести очень жесткую политику».
Эти меры должны дать людям в пострадавших от кризиса странах перспективу экономического роста, рабочих мест и роста доходов, сказал американский президент.
Обаму поддержали британские и французские официальные лица, призвавшие к более решительным действиям перед решающей встречей лидеров Европейского Союза в среду.
Мировые лидеры все больше обеспокоены тем, что метод жесткой бюджетной экономии, за который ратует Германия, угрожает исключением Греции из зоны евро и углублением банковских проблем Испании. Ведь это может повлечь за собой глобальный финансовый кризис и вновь втянуть мир в рецессию. А Бараку Обаме это может стоить переизбрания в президенты США, сообщает «Рейтер».
«Мы еще недостаточно сделали»
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон выступил с аналогичным призывом к европейским лидерам предпринять решительные действия, отметив, что 40 процентов британского экспорта приходится на зону евро.
«На самом деле мы еще недостаточно сделали, чтобы окончательно разрешить кризис», — заявил Кэмерон на пресс-конференции во время саммита НАТО. Он говорил о необходимости рекапитализации банков, введения брандмауэров и более активной политики Европейского центробанка.
В ходе закрытых заседаний к принятию оперативных мер европейских лидеров подталкивали и международные банкиры.
По оценкам Института международных финансов (ИМФ), глобальной ассоциации финансовых организаций, общий размер кредитного риска в Греции составляет 460 млрд долларов, из которых 70 млрд. приходятся на частных инвесторов, в основном в Германии и Франции. В Испании доля частного сектора гораздо больше.
«Должен быть достигнут конкретный прогресс для стабилизации рыночных условий», — считает заместитель управляющего директора ИМФ Хунг Тран.
По меньшей мере, эта международная финансовая организация мечтает увидеть непосредственное вливание средств из фондов срочной помощи ЕС в имеющие недостаточный оборотный капитал банки. Такую меру финансисты предлагают лидерам ЕС обсудить на саммите в Брюсселе на этой неделе
Против этой идеи выступает Германия, отчасти потому, что для ее реализации потребуется принятие новых правил распоряжения средствами из фонда срочной помощи, и банковский риск перейдет под ответственность ЕС, хотя регулирование останется в основном на национальном уровне. Франция и Италия поддерживают инициативу финансистов.
Еще одним требующим неотложного внимания вопросом является страхование банковских вкладов, сказал Чан. Возможным решением, по его мнению, стало бы введение ЕС защитного резервирования национальных систем страхования вкладов. Это может предотвратить массовое изъятие банковских вкладов в том случае, если какое-либо суверенное правительство столкнется с проблемами финансирования. Однако приоритетной задачей является рекапитализация, отметил он.
Испания сообщила на прошлой неделе, что объем невозвращенных кредитов в банках достиг наивысших показателей за последние 18 лет, акцентировав внимание на проблемах, с которыми сталкивается правительство, когда проблемы в банковском секторе начинают досконально рассматривать независимые аудиторы. Объем проблемных кредитов вызвал сомнения в том, может ли Испания позволить себе рекапитализировать банки.
Президент Франции Франсуа Олланд заявил, что будет поддерживать предложение о взаимной ответственности за европейский долг на неформальном саммите лидеров ЕС, который пройдет в Брюсселе на этой неделе. Это должно стать одним из способов помочь таким увязшим в долгах странам, как Испания, Италия и Греция. Однако позиция французского лидера означает усиление давления на канцлера Германии Ангелу Меркель, считающую, что каждое государство должно само расплачиваться за свои долги посредством жесткой экономии.