В политике страны по-прежнему доминируют люди из Фронта национального освобождения — партии, возглавлявшей борьбу за независимость от Франции 50 лет назад, и получившей сейчас 220 мест. Вместе с завоевавшей 68 мест дочерней партией Национальный демократический митинг они образуют теперь большинство в 462-местном парламенте.
Исламистский «Зеленый альянс» оказался третьим, получив всего 48 мест. Представители альянса назвали прошедшие выборы мошенничеством и пригрозили принять «соответствующие меры», не вдаваясь в подробности.
Парламент будет участвовать в разработке новой конституции страны, а также готовить почву для президентских выборов 2014 года.
На прошедшей второй половине дня в пятницу пресс-конференции исламисты опровергли результаты выборов. Лидер входящего в «Зеленый альянс» Движения общества за мир (бывшей партии Хамас) Абуджерра Солтани назвал их «неприемлемыми, нелогичными и неразумными», заявив, что они просто «отсрочат алжирскую весну».
Представитель партии заявил, что выборы не отражают «реальности политической ситуации в Алжире». Он заявил, что их результаты «подверглись манипуляциям» и «будут отклонены».
«Любые меры, которые мы предпримем, будут мирными и в рамках закона … и мы можем координировать свои действия с другими партиями, чтобы иметь общую позицию», — сказал партиец.
Явное недоверие сквозит и в заявлении другой ведущей оппозиционной партии – Фронта социалистических сил – считающей, что «система в очередной раз использовала все свое мастерство не для того, чтобы найти выход из кризиса, но чтобы укрепить свою власть».
Слабые результаты, полученные союзом умеренных исламских партий, резко контрастируют как с прогнозами аналитиков, так и с опытом соседних стран, по которым прокатилась волна революций «арабской весны».
Протестное голосование
В целом же результаты выборов, объявленные в пятницу министром внутренних дел Дахо Ульдом Каблиа на пресс-конференции, скорее всего только усилят апатию, которую питает алжирское общество к имеющему крайне мало реальной власти парламенту.
Алжир остается исключением в регионе, претерпевшим за прошедший год бурные политические перемены. Не считая небольших протестов и незначительных реформ, покорность граждан сочетается здесь с относительной бездеятельностью правительства во главе с больным 75-летним президентом Абдельазизом Бутефликой, не проявляющим ни малейшего желания уступить власть.
Всеми силами стремящееся оградить страну от волнений «арабской весны» правительство возлагало большие надежды на высокую явку избирателей, что стало бы доказательством поддержки алжирцами его усилий по усмирению недовольства путем расходования на социальную сферу из значительных нефтяных доходов.
Однако объявленная главой МВД цифра — 42 процента проголосовавших, ощутимо больше, чем 35 % на предыдущих выборах — не увязывается с многочисленными сообщениями о скудной явке и пустых избирательных участках в большей части страны. «Тяжелое воздержание» и «Полное безразличие» — так озаглавила сообщения из регионов ведущая франкоязычная газета страны «Аль-Ватан».
Из опрошенной изданием New York Times группы из девяти человек (не безработных), проводивших вместе являющуюся выходным днем пятницу в одном из районов столицы Алжира, все только трое заявили, что ходили накануне на избирательные участки. Причем один из этих троих – врач — сказал, что бросил в знак протеста пустой бюллетень.
«Зачем мне голосовать, и за кого?» – говорит 27-летний Йосфи Адлен, работающий грузчиком в порту Алжира.
«Я даже не знаю, кто эти люди, — отзывается он об именах, указанных в избирательных бюллетенях. — А кроме того, это бесполезно. Все равно ничего не изменится».
Его друзья считают заявление министра внутренних дел – «огромная победа правящей партии» — доказательством того, что они сделали правильный выбор, воздержавшись от выборов.
Ведущий алжирский политический аналитик Лауарри Адди из Института политических исследований в Лионе считает, что явка была, вероятно, ближе к 20 процентам. 220 мест, полученных правящей партией в новом парламенте в результате выборов, он называет «невозможной, потому что Фронт национального освобождения отвергается населением. В честных выборах люди проголосовали бы за исламистов».
Аналитик предположил, что на данный момент правительству Бутефлики ничто не угрожает. «У правительства много денег, и оно их распределяет, — сказал он. — Этот режим продержится еще несколько лет».