Процесс по делу о терроризме не заладился с самого начала, когда за недостатком улик пришлось освободить 13 охранников аль-Хашеми (изначально по делу проходило 87 человек). Затем адвокаты подсудимых обратились в Верховный суд с ходатайством о том, чтобы парламент учредил специальный трибунала для рассмотрения дел высокопоставленных чиновников.
В итоге, как пишет турецкая газета Today’s Zaman, журналисты просидели в пустом зале суда несколько часов, пока не было объявлено о переносе слушаний.
Бежал от «эскадронов смерти»
Вопрос в том, что даже если ходатайство адвокатов будет отвергнуто, суду вряд ли хватит недели для подготовки к своему второму заседанию. Ведь стороне обвинения придется уже не просто декларативно обвинять вице-президента и его охрану в более чем 300 преступлений, как это произошло в четверг, но и представить серьезную доказательную базу для реального ведения процесса.
Слишком серьезны обвинения, выдвигаемые против подсудимых. Им инкриминируются взрывы заминированных автомобилей, похищения и убийства высокопоставленных чиновников, военных, судей, сотрудников сферы здравоохранения. За все эти преступления обвиняемым грозит смертная казнь.
Тарик аль-Хашеми вынужден защищаться из-за рубежа, куда он бежал, по его собственным словам, от «эскадронов смерти», сформированных нынешним иракским руководством.
Признав, что он не может гарантировать непричастность кого-либо из членов своей охраны к террористической деятельности, политик в то же время сообщил о пытках, которым подсудимые подвергались еще на досудебном этапе следствия. Вице-президент сообщил, что двое его телохранителей скончались, не выдержав мучений.
Официальный представитель Верховного суда Абдул-Саттар аль-Биркдар, тем не менее, поспешил объявить, что уже получены признательные показания о причастности охранников вице-президента к убийству шести судей.
Что касается самого аль-Хашими, то обвинение берется доказать его непосредственную причастность к 150 терактам и диверсиям. Как отмечает агентство «Рейтер», в обстановке периодически возобновляющихся террористических атак, многие иракцы готовы поверить в причастность к ним кого-то из высокопоставленных лиц. Но многие задаются вопросом, почему в качестве «козла отпущения» выбрали именно вице-президента.
Надежда на главу государства?
Руководитель группы защиты вице-президента Mуяд Обейдаль аль-Эззи сообщил журналистам, что иракская конституция позволяет президенту страны выступить страны с требованием, чтобы парламент создал специальный суд для рассмотрения дел против высокопоставленных чиновников. Адвокаты не случайно апеллируют к главе государства – лидеру Патриотического союза Курдистана Джалялю Талабани.
Как рассказал WordYou иракский политолог, декан гуманитарного факультета Университета Сулеймании Длер Ахмад Хаммад, Талабани уже продемонстрировал свою позицию, когда активисты его партии помогли вице-президенту укрыться в Иракском Курдистане. «Трудно сказать, как президент будет действовать в нынешней ситуации, ведь он привык компромиссам, видя свою главную задачу в сохранении целостности страны», — полагает эксперт.
Ирак, напомним, является парламентской республикой и исполнительную власть здесь возглавляет не президент, а премьер-министр.
«У аль-Малики нет никаких политических тормозов, хотя региональные власти могут попытаться повлиять на него экономически», — считает профессор Хаммад. Речь идет о фронде, объявленной премьеру главой автономного Иракского Курдистана Масудом Барзани.
Эмиссары Барзани последнее время стали частыми гостями в Анкаре, благо с нынешним турецким премьером Раджипом Тайипом Эрдоганом у иракских курдов сложились неплохие отношения. В региональном правительстве уже давно рассматривают вопрос о предоставлении Турции нефтяных концессий – вместо контроля центрального правительства за добычей и перекачкой «черного золота» в курдских районах. И турецкая сторона, похоже, готова к такому развитию событий.