Последние несколько недель в Германии только и разговоров, что о салафитах. Телевизионные ток-шоу, радиоэфир, страницы газет, и не только желтых, заполнены новостями и дискуссиями о некой группе «радикальных исламистов, угрожающих устоям бундесреспублики». Хотя начались эти дебаты не сегодня и не вчера, однако изрядную порцию дровишек в и без того неугасающий костер подозрений, страхов и все возрастающей неприязни к исповедующим ислам согражданам, подкинула акция небольшой группы мусульман из немецкой провинции Северная Рейн-Вестфалии, которая заявила о своем намерении снабдить каждое немецкое подворье экземпляром Корана. Инициатором акции «Читай!» стал гражданин Германии Ибрагим Абу -Наги, бизнесмен с Ближнего Востока, широкой общественности до последних событий не известный. Зато теперь Абу–Наги знают все. Как только он заявил об идее распространения Корана среди немцев, нашлась куча эскпертов и аналитиков, которые со знающим видом рассказывали о том, что Абу-Наги де является одним из самых радикальных немецких салафитов, чуть ли не призывающих к насильственному насаждению шариата в Европе. Никаких доказательств, подтверждающих подобные призывы прововедника, представлено, разумеется, не было. Однако напуганные немцы доказательств и не требовали.
В этом хоре устрашающих рассказов о якобы планируемой салафитами исламизации Европы и, в частности, Германии, к сожалению, неуслышанными тонут редкие голоса тех, кто взывает к здравому смыслу и указывает на то, что ни Абу-Наги, ни несколько сотен его сподвижников в Германии не представляют почти четырехмилионную общину немецких мусульман. Как и голоса тех, кто напоминает, что распространение религиозных книг и Священных Писаний в Германии происходит каждый день и чуть ли не на каждом углу. На вокзалах, на самых людных проспектах и площадях страны, перед торговыми центрами и больницами каждый день и в любую погоду стоят люди, распространяющие религиозную литературу. Так, свидетели Иеговы раздают свои «Переводы Нового времени», баптисты суют в руки проходящим тексты со своим толкованием Библии, не отстают от них пятидесятники и адвентисты седьмого дня, каждый в своем углу и со своими книгами. Даже мусульман можно нередко увидеть, раздающих желающим бесплатно Коран. Правда, они делают это без всякого шума и эпатажа, не созывая перед раздачей Корана и тафсиров пресс-конференции, как это сделал Абу-Наги, и не заявляя при этом заведомо провокативные цели.
И никто никаких претензий к распространению религиозных книг не высказывал. Наверное, потому, что не только в повседневной жизни коренных немцев, но и в жизни многих миллионов «урожденных» мусульман религия не играет особой роли. Сегодня, когда любую религиозную литературу можно бесплатно скачать в интернете или взять в библиотеке, либо купить за пару евро во всех возможных переводах и трактовках, акции наподобие «Читай!» вызывают лишь вопросы. Чего на самом деле добивалась группа людей, инициировавших ее? Почему для распространения Корана выбран именно этот перевод, а не другие, ведь существует свыше десятка переводов Священной Книги на немецкий? И почему прежде, чем раздать людям Коран, необходимо было созвать пресс-конференцию?
Но самый главный лично для меня вопрос состоит в том, почему организаторы акции поставили своей целью распространение Корана именно среди коренного населения Германии, тогда как в Европе живут миллионы мусульман, многие из которых Коран не читали и не знают?
Религия Ислам восхитительна, как восхитителен и Священный Коран. Кроме всего прочего, это еще и потрясающая по красоте своего языка и его литературному совершенству книга. Но проблема в том, что многие из тех, кто рассуждают о Коране, его никогда не читали. И скорее всего не прочитают. Поэтому, когда организаторы акции «Читай» заявляют о том, что они успели бесплатно распространить в Германии и в Австрии свыше 300 тысяч экземпляров Корана, это вызывает у людей страх. Многие ассоциируют ислам с терррором и насилием, прежде всего в отношении женщин. А политики и «эксперты» порой специально подогревают эти страхи и невежество. И в этой ситуации громко заявленные акции наподобие той, что инициировал Абу-Наги, заведомо провоцирующие скандал и шумиху, по моему мнению, играют лишь на руку тем, кто всеми силами пытается очернить ислам и мусульман. Ведь те, кто хотят прочитать Коран, они и так прочитают его. И читают. Между тем, как вряд ли кто-то из тех, кому на дом пришла непрошенная посылка с экземпляром Корана, станут его открывать. Ведь и я не читаю брошюры и красочные булеты, которые время от времени оставляют в моем почтовом ящике распространители «единственной верной религии» из какой-нибудь группы сектантов вроде свидетелей иеговы или саентологов.
Конечно, было бы замечательно, если бы люди, как можно больше людей, прочитали Коран. Это сняло бы многие недоразумения и ложные клише. Потому что те, кто хоть раз прочел Священную Книгу мусульман, понял бы, что это не книга запретов и угроз, как некоторые ошибочно полагают, но книга справедливости и добра. Вот только сомнительно, что акциями наподобие той, что провозгласили салафиты в Германии, можно добиться этого. Тем более, что вскоре после того, как Абу-Наги на специальной пресс-конференции громко заявил о своем проекте, а местная пресса бурно начала обсуждать подброшенную так удачно самими же организаторами тему, некая группа «сторонников салафитов» выложила на ютубе видео с угрозами и ругательствами в адрес тех журналистов, которые критически высказались об идее распрстранения Корана. Можно было бы посчитать этот демарш глупостью, вспомнив русскую пословицу «заставь дурака молиться, он и лоб разобьет», если бы не явная провокационность всех действий Абу -Наги и Ко с самого начала акции. Называть критиков своих действий «обезьянами и собаками», причем публично — это ли путь призыва, которым можно очаровать людей исламом и Кораном? И так ли на самом деле глуп Ибрагим Абу-Наги и те, кто стоят за ним, чтобы не понимать, какой скандал и какие последствия для ислама и мусульман может иметь такое видео?
Пока что очеивдно лишь одно — мусульманам эта акция явно не выгодна. Тогда каковы же были истинные мотивы ее организаторов и тех, кто стоит за ними? Quid, как говорится, prodest?
Майнат Абдулаева, публицист.