Люди ехали из Ленинградской, Смоленской, Калужской, Ивановской, Рязанской, Владимирской, Тульской, Ярославской, Нижегородской, Пензенской, Тверской, Белгородской, Вологодской, северокавказских областей. На молебне можно было увидеть и имперские флаги, и флаги православных движений «Георгиевцы» и «Вера и дело», и конечно, хоругви и иконы, но никаких политических плакатов, как и заявляли ранее церковники, не было.
В начале апреля Высший церковный совет решил провести 22 апреля всероссийский молебен в ответ на «акты вандализма и осквернения храмов», самым скандальным из которых оказался так называемый «панк-молебен» феминистской группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Тогда участницы исполнили свою песню «Богородица, Путина прогони» прямо у алтаря храма, куда вход женщинам категорически запрещен.
Трех феминисток арестовали, однако, по заявлению церковного совета, акты вандализма только участились. Так, в марте 2012 года в Великом Устюге мужчина изрубил топором икону, в том же месяце в городе Мозырь кто-то оставил глумливые надписи на стенах храма преподобного Сергия Радонежского, в конце марта в Невинномысске в кафедральный собор ворвался мужчина, он разбросал иконы, воткнул нож в поклонный крест и избил священника. В апреле в Москве перед храмом Христа Спасителя группа людей устроила маленький марш с плакатами с антицерковными лозунгами.
По мнению священников, участились нападки на церковь и со стороны СМИ.
«В этом же контексте осуществляется клеветническая информационная атака на предстоятеля Церкви, все это — слагаемые одной кампании против православия и Русской православной церкви», — пишут церковники о нашумевших в СМИ и блогах историях с часами и квартирой патриарха.
Сам патриарх, выступая перед верующими, отметил, что РПЦ подверглась небывалым «атакам гонителей», которые в нынешнее время более опасны потому, что кощунство теперь может рассматриваться, как «законное проявление человеческой свободы, как то, что должно защищаться в современном обществе».
Патриарх заявил, что Россия переживает судьбоносный этап в истории, и что церковь не должна молчать при нападках на нее. Священников, не разделивших веры в коллективную молитву за церковь, патриарх назвал «предателями в рясах».
«Мы с вами пришли не на митинг, церковь не проводит митинги, у нас нет никаких плакатов, у нас хоругви, иконы, мы пришли для того, чтобы помолиться Богу о стране нашей, о народе ее. Мы никому не угрожаем, мы не демонстрируем свою силу, но никто не может запретить нам в судьбоносные моменты истории – а сегодня мы переживаем именно такой момент, – собраться вместе на молитвенное стояние», – обратился патриарх к верующим.
Однако, мини-митинг перед храмом все же получился. С экранов, размещенных над толпой, к собравшимся обратились Никита Михалков, Петр Толстой, Павел Астахов и Наталья Нарочницкая. Все выступающие осудили действия «хулиганок» из панк-группы, а также предположили, что нападки на православную церковь вполне может оказаться политическим заказом «извне».
После крестного хода патриарх благословил не реставрировать иконы, назвав их «чудотворными». Он отметил, что «печать надругательства», которые они несут на себе, должны постоянно напоминать «о невидимой брани, которую каждый христианин должен вести, в первую очередь, с самим собой, со своими грехами, утверждая мир и правду Божию в окружающем нас мире».
Между тем, нашлись и недовольные православным молебном. К храму с одиночным пикетом в поддержку Pussy Riot пришла женщина с тремя воздушными шариками, на которых были написаны имена арестованных участниц группы.
Для обеспечения безопасности православной акции были выделены в общей сложности 14 тысяч полицейских и служащих внутренних войск. Однако в ситуацию вокруг одиночного пикета полицейские вмешиваться не стали. Как и не стали требовать свернуть шестиметровый транспарант с призывом «Встань за веру, русская земля».