Акция протеста приурочена к Дню заключенного, в который ежегодно проводятся демонстрации и митинги солидарности с примерно 4700 палестинскими заключенными в различных израильских тюрьмах.
Более 300 из общего числа заключенных в Израиле находятся в настоящее время в тюрьме без предъявления обвинения, иногда по много лет, даже не зная, почему и за что. Израиль утверждает, что представление доказательств в государственных судах может угрожать его информаторам и применяемым методам, но критики оккупационного режима считают, что таким образом власти просто лишают заключенных возможности оспорить обвинения, пишет британское издание «Индепендент».
Одиннадцать заключенных продолжают объявленную ранее голодовку; среди них 27-летний Биляль Диаб и 34-летний Саер Халяхи, которые отказываются от пищи уже 48 дней. Биляль Диаб, арестованный в августе прошлого года, несколько раз терял сознание, по данным организации «Врачи за права человека», наблюдающей за состоянием здоровья находящихся в тюремной больнице заключенных. Состояние Халяхи, которому обвинение не предъявляют уже почти два года, врачи характеризуют как «критическое».
Но те, кто присоединился к голодовке во вторник, помимо отказа от практики содержания под стражей без предъявления обвинения, требуют и основных человеческих прав для заключенных: свиданий с родственниками, в которых, например, заключенным из сектора Газа отказывают на протяжении нескольких лет; возможности получать образование, доступа к книгам и газетам; а также прекращения наказаний наиболее известных заключенных в одиночных камерах.
Виновен всяк, кто родился на этой земле?
Но главная цель – добиться освобождения всех несправедливо задержанных. Об этом заявил на заседании кабинета министров премьер-министр Палестины Исмаил Хания: «Освобождение узников – религиозный, национальный и моральный долг. И этот долг мы обязаны исполнить».
Он отметил, что единственным эффективным средством достижения этого является сопротивление, и призвал международное сообщество, правительственные и неправительственные организации сделать всё возможное для привлечения к ответственности нарушителей прав человека.
«Нападения и репрессии в отношении узников – самые ужасающие военные преступления», — подчеркнул Хания.
По данным движения ХАМАС, в настоящее время в израильских тюрьмах находятся 185 детей, 27 членов палестинского парламента, 320 человек содержатся под административным арестом – то есть без предъявления обвинений.
В опубликованном в понедельник заявлении движения говорится, что помимо лишения свиданий с родственниками, обысков с раздеванием, отсутствия медицинской помощи и заключения в одиночные камеры, узники ежедневно подвергаются оскорблениям и унижениям, а также избиениям и пыткам.
ХАМАС призвал арабов и мусульман по всему миру организовывать митинги солидарности с палестинскими заключенными, особенно в День палестинских заключенных, и обратился ко всем свободным людям мира с просьбой оказать давление на Израиль для освобождения всех заключенных, передает Палестинский информационный центр.
К голодовке протеста присоединились восемь из 47 иностранных активистов, арестованных в аэропорту Тель-Авива в начале этой недели. Женщины, которые содержатся в тюрьме «Гивон», заявили, что отказываются от еды в знак солидарности с палестинцами, и требуют права «беспрепятственного проезда на оккупированный Западный берег, особенно в Вифлеем», сообщает Palestine News Network.
В акции участвуют также 65 египетских заключенных, томящихся в израильских тюрьмах, которые требуют своего освобождения.
Как сообщил глава Палестинского центра исследований в Каире Ибрахим аль-Дарави, все объявившие бессрочную голодовку египтяне находятся в тюрьме по политическим мотивам, а не за уголовные преступления, пишет «Аль-Ахрам».
Голодовки и раньше были эффективным средством борьбы заключенных за свои права, отмечает юрист правозащитной организации Addameer Мурад Джадалла. В 1970-х годах с их помощью удалось добиться таких « привилегий», как ручки и бумага в камерах. «Все, что мы имеем в израильских тюрьмах, пришло через страдания», — говорит он.
Но в последнее время удалось добиться более существенных сдвигов. Под интенсивным международным давлением Израиль был вынужден пойти на соглашения с двумя проводившими длительную голодовку заключенными. Хадеру Аднану, отказывавшемуся от пищи в течение 66 дней, срок административного задержания был сокращен на два месяца — он должен выйти на свободу во вторник.
Хaна Шаляби, освобожденная в октябре прошлого года по обмену заключенных на израильского военнопленного Шалита, была вновь арестована в феврале этого года, и снова содержалась без предъявления обвинения. Когда состояние ее здоровья после 43 дней голодовки катастрофически ухудшилось, израильские власти согласились вместо заключения выслать ее в блокадный сектор Газа, без права возвращения на родной Западный берег в течение трех лет.