Почти за сотню лет своей истории баасизм (баас в переводе с арабского означает возрождение) серьезно поизносился и обюрократился. Но он остается важным фактором политической жизни Сирии и всего арабского мира. Что же из себя представляет этот осколок Второй Мировой и каковы его перспективы?
Модернизация восточного деспотизма
В 1947 году в Дамаске православным Мишелем Афляком, суннитом Салах ад-Дином Битаром и алавитом Заки аль-Арсузи была основана общеарабская Партия арабского возрождения. В 1954 году она объединилась с Арабской социалистической партией и с тех пор носит нынешнее название Партия арабского социалистического возрождения (сокр. Баас).
ПАСВ пришла к власти в Ираке (8 февраля 1963) и Сирии (8 марта 1963). В Ираке отстранена от власти в ноябре 1963, вновь пришла к власти 17 июля 1968 и снова отстранена в апреле 2003. В Сирии остается у власти и по сей день. Ее руководитель – президент Башар Асад. Сирийская и иракская ветки находились на протяжении долгого времени в жесткой конфронтации. Внутривидовая конкуренция, как известно, — самая беспощадная.
Большой процент среди основателей и главных деятелей Бааса всегда составляли представители религиозных меньшинств — не только христианских, как Афляк, но и таких сект, как алавиты, друзы и прочие. Людям, не имевшим корней ни в классовом, ни в религиозном истеблишменте арабского мира, вернувшимся из Франции в конце 1930-х годов, играя на антиколониализме, антизападничестве и антикапитализме удалось добиться успеха. Эти идеи были популярны, особенно после появления Израиля.
Подъем арабского национализма (в том числе в виде баасизма) совпал по времени с глубочайшим кризисом Халифата, который на тот момент был олицетворен Османским султанатом, и повсеместным распространением национализма на Западе и по всему миру.
В 1971 году Хафиз Асад провозгласил себя президентом. Вскоре он покончил с идейными крайностями радикализма Бааса и провел чистку партии, разогнав «старых баасистов» по типу разгона старых большевиков. Партия потеряла свой идеологический заряд, превратившись в значительной степени в корпорацию госчиновников и прочих новых кадров оппортунистического образца. Баас продолжала быть партией власти, но сама власть теперь принадлежала фактически не ей, а баасистской военной по преимуществу алавитской организации кланового типа во главе с Асадом.
В стране «победившего баасизма» — Сирии — господствует достаточно жесткая военная диктатура, которую можно назвать неким «мягким» видом тоталитарного режима, несколько жестче итальянского фашизма, но намного мягче сталинизма, гитлеровского нацизма и режима Саддама Хусейна в Ираке. Дмитрий Поспеловский в своей книге «Тоталитаризм и вероисповедание» характеризует его как «смесь авторитарных военных хунт латиноамериканского типа и модернизованного восточного деспотизма». Между тем, даже сегодня Баас сохраняет ряд идеологических особенностей, которые, став во многом декоративными, продолжают играть определенную роль и вызывают неподдельный интерес у западных политологов необыкновенной экзотикой.
Божья раса?
В начале деятельности социализм Афляка, который был главным лидером партии, не привлекал, но затем, когда ему пришлось ввести прилагательное «социалистическая» в название, он начал утверждать, что социализм соприроден арабизму. Социализм Афляка отличается, однако, от марксизма отрицательным отношением к классовой борьбе, упором на национальную гармонию в духе фашистских и других национал-революционных учений, заменой интернационализма и борьбы классов превозношением арабского национализма.
Национализм Афляк ставит выше религии — все должно служить национальному единству и интересам единой арабской нации как семьи. Отождествление нации с семьей сходно с ранним русским славянофильством, но понятие абсолютизации нации, подчинения национальным интересам всего и вся, в том числе и нравственности, и понимание под словом нация целой расы — это уже сближает идеи Афляка с т.н. национал-революционной волной 20-30 гг., которая не обошла стороной и арабов.
По сути, баасизм – реликт Второй Мировой войны. Это не только арабский ответ на вызовы Запада, но и часть общемирового процесса поисков «третьего пути» («консервативная революция») между капитализмом и коммунизмом, результатом которого стали национал-революционеры (фашисты, нацисты, франкисты, и, кстати, сионисты). Национал-революционеры всех мастей, пользовавшиеся большой популярностью в самых разных странах Европы, и не только в ней, пытались причудливо сочетать левые идеи в экономике и правые в политике и культуре.
«Арабизм превыше всего … выше интересов, эгоизма … право выше арабизма лишь до тех пор, пока арабы разъединены», — писал Мишель Афляк. «А кто является выразителем национального или расового интереса? Естественно, руководство нации или расы, что в условиях предписанного беззакония неизбежно означает неограниченную ничем произвольную власть диктатора, диктатора расового государства!», — отмечает Д. Поспеловский.
Баасизм и сионизм
Баасизм и сионизм, несмотря на их противостояние, очень похожи. Многие лидеры сионизма, особенно на ранних этапах, также увлекались идеями Мусоллини и даже нацистов, до прихода их к власти в Германии. У них одни корни, похожая история, генезис. В их основе национал-социализм, в первом случае – арабский, во второй – еврейский. Все это поиски ответа традиционного обществ на вызов либерально-капиталистической цивилизации.
И та, и другая идеология со временем потеряли былой идеологический заряд, стали конъюнкрутрны и прагматичны. А сегодня, в условиях Арабской весны с ее исламским и демократическим уклоном, они неожиданно для многих наблюдателей сближаются.
Флаг Третьего рейха в руки вам
Идеи национал-революционного толка пользовались популярностью на мусульманском Востоке также, как и на Западе. «Молодой Египет», Национал-исламская партия, «Зеленые рубашки», Фаланги ливанских маронитов, сирийские «Железные рубашки» и проч. – это перечень далеко не всех организаций фашистского и околофашисткого толка на Ближнем Востоке в начале XX в. Баас лишь одна из тех, что вышла чуть позже из этого национал-революционного котла. Когда в Европе фашизм зашел в тупик, в арабском мире он набирал мощные обороты.
Во Второй Мировой многие арабские националисты поддерживали Гитлера, за что их критиковал еще Хасан аль-Банна, основатель «Братьев-мусульман». Арабские наци переводили «Майн Камф» Гитлера и труды Муссолини, из которых убирали антиарабские фрагменты. Немецкое имя «Адольф» особо рьяные даже переделывали на мусульманское «Абу Али», фамилию «Гитлер» — на «Гейдар». В их среде ходили слухи, что фюрер принял Ислам, а в Египте в городе Танта даже показывали дом, где он якобы родился.
Молодежь в одежде подражала штурмовикам из СА. Некоторые импровизировали на «мусульманский лад»: так возникли «зеленые рубашки», а вслед за модой появились и отряды молодых «уличных бойцов». Кое-кто из вчерашних подростков поступал в университеты и военные училища – зарождались нацистские кружки в среде студентов и курсантов.
Всего в арабских национал-социалистических государствах нашли убежище до 7 тысяч бывших офицеров вермахта и СС. В отличие от беглецов в джунглях Латинской Америки, эти люди не сложили оружие. А направили они его, прежде всего, во внутрь страны, защищая идеологически близкие режимы. Нацистские кадры занимали очень высокие посты в государственных, военных и секретных структурах Египта и многих других арабских стран.
В частности, в Сирии во главе германской военной миссии, руководившей обучением местной армии, находился бывший полковник гитлеровского генерального штаба Крибль. Одновременно офицер гестапо Рапп проводил реорганизацию разведывательной службы сирийской армии. Гитлеровцы, окопавшиеся в военных структурах Сирии, установили тесные связи в стране и принимали активное участие в многочисленных государственных переворотах. Так, Рапп, например, был одним из организаторов военного путча в Дамаске в марте 1949.
Большую роль играли нацисты и в период диктатуры генерала Адиба Шишекли в Сирии. Одиннадцать гитлеровцев из числа германских военных советников составили специальную группу советников по осуществлению его плана объединения всех арабских стран.
Многие гитлеровские «специалисты» по созданию концлагерей нашли применение своему чудовищному опыту в различных концлагерях, созданных в Египте и других арабских странах, в которых томились десятки тысяч представителей оппозиции. В 1958 в Каире находился гитлеровский военный преступник, врач лагерей смерти доктор Эйзеле. Медицинскую часть администрации концлагеря, находившегося в 200 км к югу от Александрии, возглавлял эсэсовский врач Виллерман.
Надо отметить, что даже национальный флаг Египта, позже с небольшими модификациями принимавшийся и другими арабскими странами национал-социалистической ориентации – Сирией, Ираком, Йеменом – и считающийся символом «арабского единства», представляет расположенные в обратной последовательности цвета государственного флага германского Рейха.
Как уйти, чтобы остаться
Можно, думаю, согласиться с теми, кто утверждает, что в чем-то арабские националисты на определенном этапе были, конечно, полезны. Из песни слов не выкинешь. Они многое сделали для своих народов. Но сегодня вопрос даже не в том, какой ценой. Главное – они давно себя изжили.
«Единство, Свобода, Социализм» — это лозунг Баас, в котором, как говорят противники партии, все обман и лицемерие. Не социализм, а семейно-коррупционный госкапитализм, кумовство и нищета; не свобода, а тирания; не единство, а раскол и трайболизм. Эта допотопная идеология первой половины прошлого столетия превратилась в пародию на саму себя.
26 февраля 2012 года на референдуме большинство сирийцев одобрили новый проект конституции Сирии, согласно которой Баас потеряла свою главенствующую роль, и сравнялась в правах с другими партиями. Референдум провел правящий режим под давлением оппозиции. Нестабильность в Сирии продолжается, народ в основной своей массе не спешит верить, что что-то в серьез меняется.
В Ираке после свержения Саддама был принят закон о дебаасификации. В Сирии пока еще возможен уход правящей партии в оппозицию, она может стать одним из участников политического процесса, влиятельным оппозиционным миноритарием или же партией алавитов (тогда, правда, ей надо будет официально сменить программу и название, приведя их в соответствие с реалиями).
Но Асаду надо спешить с кардинальными изменениями. Решиться на йеменский сценарий ухода от власти – это самое минимальное, что надо сделать.
Абдулла Ринат Мухаметов, кандидат политических наук, журналист.