То есть мы переходим на другой уровень потребностей. Мы теперь нуждаемся в ответах.
Поэтому, пока физическое развитие еще не завершено, все нормально, мы можем двигаться дальше, но как только мы достигаем определенного уровня образования, наш ум обнаруживает , что нам нужны ответы. Таким образом, по определению, человек постоянно в чем-то нуждается. Это могут быть физические потребности, интеллектуальные или духовные – нам нужны ответы на наши «Зачем?» и «Почему?»…
Поиск пути
Вот почему сэр Элиот, написавший книгу по истории религий, говорил: «Религиозный вопрос и поиск является частью интеллектуального устройства человека». Это внутри нас. Нам необходимо ответить на этот вопрос. И пока мы не получим ответа, нам не будет покоя.
И не отвечать – это тоже ответ, потому что если вы избегаете этого вопроса, вы, как говорит Паскаль, просто отвлекаете свой ум, уводите его в сторону от собственной смерти, потому, что в конце концов однажды вы умрете. Такова реальность, и на вопрос «Почему?» придется ответить. Его можно избегать с помощью различных интеллектуальных уловок, но в конце концов он все равно перед вами возникнет…
Очень важный вопрос для нас сегодня: в чем собственно заключается свобода. В этом у нас нет согласия, а если есть, то только поверхностное: быть свободным это делать все что хочешь.
Но позвольте задать вам вопрос. В наше время коммуникаций и оказываемого на ум давления, когда СМИ сотрудничают с психологами, знаете ли вы, что фильмы, которые производят в Голливуде, а теперь и в Болливуде, создаются с помощью психологов? Они точно знают, как заставить вас плакать, почувствовать себя хорошо или плохо. Отправляясь за покупками, вы уверены, что вольны выбрать все что захотите. Вы заходите в супермаркет, там играет музыка, и вы думаете: «Ну, хорошо». Действительно, очень хорошо, они точно знают, как помочь вам покупать. Вы покупаете, и чувствуете себя хорошо … и чувствуете себя свободным.
Задайте себе следующий глубокий вопрос: откуда у вас эта свобода? Откуда вы знаете, что хотите именно того, чего вы хотите? Откуда вы знаете, что вам нравится именно то, что вам нравится? Я не устаю повторять: есть внутреннее противоречие между свободой и невежеством, потому что невежество само по себе – это тюрьма. Слушая, как импровизирует пианист, мы думаем: «Вот это да, вот это настоящая свобода!» На самом деле, за этой свободой многие часы напряженного овладения техникой игры. Он или она импровизирует с такой видимой легкостью, что, кажется, вовсе не имеет никакой техники, потому что владеет в совершенстве этой техникой. Значит, чтобы получить свободу, нужна дисциплина. В этом и заключается духовность. Это значит овладеть своим сердцем, овладеть своим существом для того, чтобы получить эту свободу.
Эмоции и дисциплина
Даже в бестселлере современной психологии «Эмоциональный интеллект» говорится: «Овладевайте своими эмоциями. В противном случае вы попадете в ловушку эмоций». Тут-то и вступает в дело дисциплина, и это очень важно для всех нас. Все философы и духовные мыслители говорят нам: «Вы никогда не ощутите свободу, если вы не почувствуете, что такое дисциплина».
Когда я был у далай-ламы, было 4 часа утра, он без устали что-то декламировал, очень дисциплинированно. Я спросил его: «Почему вы это делаете?» Выросший в исламской традиции, я знаю, что есть нечто, говорящее нам: молитва лучше сна — проснись, проснись и молись. Это способ освободить себя. И он мне ответил: «Знаете что? Именно так я освобождаюсь от своего эго». Он сказал мне: «Я дисциплинированно просыпаюсь, чтобы освободиться от своего эго, потому что без дисциплины мое эго – моя же первейшая тюрьма».
Это и есть ответ на наш важный вопрос. На самом деле, получить ответ, искать который нас заставляет внутренняя потребность, означает обрести покой. В конце концов, вся наша жизнь – стремление к этому покою: «У меня есть вопрос, я знаю ответ».
Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета, президент исследовательского центра в Брюсселе «Европейская мусульманская сеть». Английская версия текста опубликована на сайте www.onislam.net.