Первое судебное заседание, состоявшееся в среду, было прервано из-за состояния здоровья обвиняемых – 94-летнего экс-президента и бывшего главкома ВВС, которому скоро исполнится 87. Ранее было решено, не доставляя подсудимых непосредственно в зал заседаний, контактировать с ними по видеосвязи, но они оказались к этому не готовы. Кроме того, прокурорам пришлось выдержать натиск защиты, выискивавшей юридические противоречия с целью доказать, что гражданский суд не может судить генералов за преступления 1980-х годов, когда в стране были совсем другие законы. Суд отверг подобные аргументы.
Казни, пытки, «черные списки»
Правящая Партия справедливости и развития (ПСР) выступила с инициативой создания специальной парламентской комиссии, которая займется расследованием всех переворотов и путчей в стране. Напомним, что первый раз военные свергли гражданское правительство в 1960 году (при этом были повешены премьер и два министра), затем в 1971-м и, наконец, в 1980-м власть захватил Кенан Эврен. Только два года назад, в день 30-летия эвреновского переворота, был отменен запрет на судебное преследование генералов за насильственный приход к власти. Таково было волеизъявление турецкого народа на всеобщем референдуме, проведенного 12 сентября.
Только в первый день процесса поступило 60 дополнительных исков от адвокатов семей жертв политических репрессий, а также от общественных организаций. Всего в этом деле 500 истцов, включая представителей разных политических партий и депутатов парламента. Не случайно суд начался на высокой эмоциональной ноте. Так, независимый депутат Ахмет Tюрк, после 12 сентября 1980 года попавший в страшную пыточную тюрьму в Диярберкире, заявил о том, что «Турция впервые получила возможность разобраться со своим недавним трагическим прошлым».
Адвокат Фикрет Бабаоглу, представляющий родственников казненных противников переворота, заявил, что Кенана Эврена следовало бы доставить из госпиталя Военно-медицинской академии в суд в клетке, поскольку он «не менее диктатор, чем свергнутый египтянами Хосни Мубарак».
За пределами зала суда обстановка была не менее напряженной. Как рассказывает газета Today Zaman, сотни новых имен погибших во время военного правления были зачитаны через громкоговорители, установленные на автобусе возле здания суда. «Они среди нас!»,– восклицали собравшиеся после каждого имени. Пришла туда и небольшая группа пожилых людей, бывших офицеров, изгнанных из армии за отказ принять участие в перевороте.
На этом митинге вспоминали и знаменитые слова 17-летнего Эрдала Эрена, ставшего одной из жертв переворота, сказавшего, что с нетерпением ожидает повешения, лишь бы не думать о пытках, которым он был свидетелем.
После захвата власти военными 32 года назад были арестованы более 600 тыс. человек, 230 тыс. из них осуждены, 14 тыс. лишены гражданства и 50 человек (только по официальным данным) казнены. Тысячи людей подверглись пыткам, сотни до сих пор остаются пропавшими без вести. В целом в «черные списки» ( с запретами на работу, слежкой и прочими особенностями диктаторского режима) попали свыше 1 млн 680 тыс. человек.
Слово Эрдогана
Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган прокомментировал начало суда над Эвреном и Шахинкаем на собрании актива правящей ПСР. Он напомнил о том, что в преддверие референдума 2010 года оппозиция в лице Народно-республиканской партии (НРП) и ее союзников заявляла: правительство дело никогда не доведет дело до суда, а власти просто устроят «охоту на военных». «Те, кто нас тогда оскорблял, теперь сами выстроились в суд. Им должно быть стыдно хотя бы перед рядовыми членами cвоих партий», — подчеркнул глава кабинета министров.
Действительно лидер НРП Кемаль Кылычдароглу вчера заявил, что его партия присоединяется к подаче дополнительных исков в суд, поскольку тоже представляет жертв репрессий. Тем более, что после переворота она была запрещена, а ее имущество конфисковано.
Как и премьер, президент Абдулла Гюль тоже уделил особое внимание начавшемуся в Анкаре суду. Он выразил надежду, что этот процесс над лидерами переворота 1980 года «приведет к значительным изменениям в (общественном) менталитете, что позволит избежать любых подобных попыток в будущем».
Экс-диктатор ни о чем не жалеет
Сам Кенан Эврен незадлого до начала суда заявил, что не жалеет о перевороте, ведь он «навел порядок после нескольких лет хаоса в стране, в котором 5 тысяч человек были убиты в ходе столкновений между активистами левых и правых организаций». Сторона обвинения рассчитывает опровергнуть этот тезис, который звучал из уст генералов еще 30 лет назад, и доказать, что уличные беспорядки провоцировали сами военные, а затем воспользовались ими для реализации секретного плана переворота под названием «Флаг».
Напомним, генерал Эврен, ставший после свержения законного правительства президентом и сохранявший за собой этот пост и после возвращения к гражданскому правлению три года спустя – вплоть до 1989-го, ранее заявлял, что покончит с собой, если будет привлечен к суду.