Вертолет бразильских ВВС с логотипом Красного Креста на борту доставил в понедельник освобожденных узников из джунглей в город Вильявисенсио, где их встречали близкие.
По пути от вертолета получивших долгожданную свободу заложников сопровождали медсестры. Одни шли с трудом, другие прыгали от радости на взлетной полосе. Один из них привез с собой любимого питомца — прирученную в неволе капибару. У некоторых на плечах были колумбийские флаги. Все освобожденные выглядели свежевыбритыми. После радостной встречи они вылетели в столицу страны Боготу, где их ждали другие родственники и друзья.
«Я кричала и прыгала от радости!» — описывала Оливия Солатре свои чувства, охватившие ее при вести об освобождении 41-летнего сына, офицера полиции Трухильо, находившегося в плену у повстанцев с июля 1999 года.
О грядущем освобождении пленных и прекращении практики похищения людей ради выкупа «Армия народа» объявила еще 26 февраля. Однако реализовано это обещание было только после того, как добивающиеся власти с 1960 года в стране повстанцы потерпели серьезные неудачи. В марте этого года в результате операции правительственных войск было убито более 60 боевиков. А в конце прошлого года погиб в бою влиятельный лидер группировки Альфонсо Кано.
Операция по освобождению заложников продолжалась несколько часов «в сельской местности между департаментами Мета и Гуавиаре», — сообщила в аэропорту Вильявисенсио, в 110 км к югу от Боготы, представитель Красного Креста Мария Кристина Ривера.
Ее провели Красный Крест и организация «Колумбийцы за мир», состоящая в основном из женщин. Эта организация в течение многих месяцев вела «закулисную» работу, благодаря которой «стало возможно это гуманитарное освобождение», передает «Аль-Джазира».
«Всем тем, кто трудился для этого освобождения — спасибо. А 10 освобожденных заложников, этих жертв нетерпимости и жестокости партизан, мы с приветствием на свободе», — заявил президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос.
Гражданские заложники остались
Среди встречавших в аэропорту была и лауреат Нобелевской премии, борец за права человека из соседней Гватемалы Ригоберта Менчу.
«Мы знаем, что несколько других заложников были освобождены таким же образом, — отметила она усилия неправительственных организаций. — И мы знаем, что помимо этих освобождений Колумбии нужен мир. Мы знаем, что чувствуют сейчас колумбийцы».
В лагерях «Армии народа» по-прежнему удерживаются в неволе гражданские лица, точное количество которых неизвестно. По одним данным, их «всего» 80 или 90, по другим – несколько сотен.
И хотя некоторые в стране выражают надежду, что освобождение военных и полицейских сможет открыть двери общения и диалога между повстанцами и правительством Колумбии, пока неясно, захочет ли правительство вступать в этот диалог.