На форуме в Стамбуле Эрдогану оставалось констатировать, что, формально поддерживая мирный план Кофи Аннана, Асад лишь «тянет время».
Всего на стамбульской встрече были представлены 74 страны, а также ряд международных организаций. Глава СНС Бурхан Галиун заявил, что нельзя бесконечно ждать, когда официальный Дамаск приступит к выполнению своих обязательств по плану Аннана. Тем более, что накануне стамбульской встречи представитель МИД Сирии Джихад Макдиси заявил, что власти не могут первыми прекратить огонь, убрав войска из «неспокойных» городов. В то время как представители повстанцев сообщают, что сложат оружие, как только армейские части покинут территории, на которых Сирийская свободная армия (ССА) пользуется поддержкой населения.
«Последний шанс для Сирии»
Тем временем из страны продолжали поступать сообщения о новых жертвах, число которых по данным правозащитного Наблюдательного центра в Лондоне, в воскресенье составило 16 человек. Но тот же представитель сирийского МИД Макдиси, словно «дразня» участников встречи в Стамбуле, объявил по государственному телевидению о победе над восставшими: «Битва с целью свержения государственной власти закончилась».
Собственно говоря, одной из главных целей переговоров Эрдогана с иранским президентом Махмудом Ахмадинежадом тоже было добиться давления на Дамаск, но с другой стороны – иранской. Тем более, что главный рычаг этого давления очевиден для всех: хотя бы сокращение поставок оружия сирийскому режиму через территорию дружественного Ирака. Но Ахмадинежад ограничился тем, что признал необходимость проведения в Сирии «прозрачных» выборов. Но ведь и здесь у сирийских властей своя игра: несколько дней назад парламент САР обратился к президенту с призывом перенести назначенные на 7 мая выборы «из-за сложившейся в стране обстановки».
«Если СБ ООН в очередной раз не воспользуется исторической возможностью, то у международного сообщества не будет иного выбора, кроме как поддержать право на законную защиту сирийского народа, который стал жертвой массовых расправ со стороны вооруженных сил режима», — заявил Эрдоган на встрече «Друзей Сирии».
При этом он призвал Китай и Россию, которые выступают против принятия резолюций против Дамаска, с ответственностью отнестись к складывающейся в Сирии ситуации.
Вообще турецкие политики под напором общественного мнения в собственной стране заняли в Стамбуле наиболее жесткую позицию, поддерживая при этом скорейшую реализацию плана Аннана. «Мы не позволим сирийскому режиму злоупотребить еще одной возможностью, последним шансом спасти ситуацию в Сирии», — подчеркнул глава МИД Турции Ахмет Давутоглу, министра иностранных дел Турции, выступая на пресс-конференции после встречи.
Смена акцентов
Причем на стамбульском форуме была очевидна смена акцентов со стороны монархий Персидского залива. Глава МИД и премьер Катара Шейх Хамад Аль-Тани убеждал коллег, что план Кофи Аннана позволит режиму и оппозиции сесть за стол переговоров и «открыть диалог между правительством Сирии и различными элементами оппозиции». Хотя еще два-три месяца назад он же убеждал ООН в необходимости «миротворческой интервенции» в Сирии.
В Стамбуле госсекретарь Хиллари Клинтон объявила о предоставлении сирийской оппозиции дополнительной помощи «невоенного характера» (в первую очередь на приобретение коммуникационного оборудования) в размере 12 млн долларов (тое есть в два раза больше, чем до сих пор). «Нет больше времени на оправдания и задержки. Сегодняшняя встреча – это момент истины… И мы не можем сидеть сложа руки и ждать», — заявила госсекретарь, так и не раскрыв в итоге, что кроется за столь «интригующими» фразами.
Глава МИД ФРГ Гидо Вестервелле также объявил, что Германия тоже увеличивает соответствующий свой «взнос в пользу Сирии»» до 7,6 млн.
«Горшок с золотом» для оппозиции
Но, как отмечает «Рейтер», для сирийских повстанцев сегодня важнее, где и как добывать оружие, поскольку Саудовская Аравия и Катар не выполнили данных ими ранее обещаний, а на «черном рынке» в Ливане все уже скуплено.
Возможно, создаваемый по инициативе Эр-Рияда многомиллионный фонд помощи со временем пойдет не только на содержание бойцов ССА, но и на закупки оружия. Один из арабских участников дискуссии по этому вопросу назвал его «Горшком с золотом» для подрыва позиций асадовской армии». Наиболее же жестким противником любой вооруженной помощи сирийской оппозиции с арабской стороны выступил премьер-министр Ирака Нури аль-Малики. «Мы отвергаем любые попытки свергнуть режим Асада силой, потому что они вызовут более широкий кризис в о всем регионе»,- то же самое аль-Малики говорил на прошлой неделе на саммите ЛАГ в Багдаде.
Но здесь все упирается во вроде бы официально уже признанную легитимность СНС. В ближайшее время его представителям придется еще провести переговоры с другими оппозиционными группировками и обнародовать единую Национальную хартию.
Как обещал «Друзьям Сирии» Бурхан Галиун, в этом документе будет, в частности, сказано о том, что «мы никогда не будем стремиться отомстить меньшинствам (религиозным и национальным, представители которых поддерживают Асада. –WordYou) или тем, кто выиграл от существования режима, мы будем добиваться справедливости и правосудия».