Министр иностранных дел Ирака Хошияр Зебари заявил, что он не видит «никакой проблемы» в отсутствии многих арабских руководителей: «В нынешних условиях считаем такой уровень участия нормальным, а девять пунктов повестки дня с учетом обстановки в регионе — вполне достаточными». Иракское руководство не скрывает, что для него главное – проведение саммита ЛАГ именно в Багдаде, впервые за последние 22 года, также как и тот факт, что руководителем страны-хозяйки всеарабского форума также впервые стал представитель шиитской общины – премьер-министр Нури аль-Малики.
Многие не приехали
Впрочем, как отмечают арабские СМИ, последнее обстоятельство, учитывая сложную межконфессиональную обстановку в Ираке и массовый уход мусульман-суннитов с руководящих постов (чаще всего вынужденный), как раз и способствовало тому, что от участия в саммите отказались главы Саудовской Аравии, ОАЭ, Омана, Марокко, до последнего сомневался и все же не поехал эмир Катара. Не представлены первыми лицами также Египет, Иордания, Алжир и Бахрейн, а президента Башара Асада после приостановки сирийского членства в ЛАГ в ноябре прошлого года никто и не приглашал. Впрочем, МИД Сирии уже заявил, что Дамаск не намерен рассматривать никакие инициативы Лиги, а все контакты с арабскими странами будет вести исключительно на двустороннем уровне.
Зато в Багдад приехал президент Судана Омар аль-Башир, проигнорировавший выпущенный Международным уголовным судом в Гааге ордер на его арест. Для аль-Башира главное — донести до коллег свою правду о событиях в его стране и о кризисе в отношениях с новообразованным Южным Суданом.
«Мягкая» резолюция или ультиматум?
Ситуация в Сирии изначально представлялась наиболее острой темой саммита, учитывая степень вовлеченности ЛАГ в урегулирование внутреннего кризиса в этой стране. И если Катар с Саудовской Аравией ранее предлагали вооружать сирийскую оппозицию для того, чтобы она смогла свергнуть режим президента Башара Асада (этот вопрос на нынешнем саммите, напомним, вообще не обсуждается), то ряд других государств, в том числе Египет и Алжир, выступают против силового иностранного вмешательства и милитаризации конфликта.
В проекте итогового заявления Лига призывает стороны конфликта прекратить огонь, остановить насилие, обеспечить доступ населения к гуманитарной помощи, а также привлечь к ответственности виновных в гибели гражданских лиц – в целом ко всему, что соответствует мирному плану спецпосланника ООН и ЛАГ Кофи Аннана.
Как сообщает «Аль-Джазира», в среду на встрече руководителей внешнеполитических ведомств стран ЛАГ по этому вопросу возникла жесткая полемика между иракским и ливийским министрами. Причем если глава МИД Ливии настаивал на ужесточении формулировок в адрес Асада и усилении м международного давления на сирийский режим, то его иракский коллега сразу отверг «угрозы и ультиматумы». И если судить по предлагаемому «мягкому» проекту, министры из других стран остались в стороне от этой полемики.
Сирия: новые жертвы
Из самой Сирии в это время приходили сообщения о взятии города Калаат -Мадик и жестких боях в Саракеб, а также в близлежащих деревнях, в северной части страны, об артиллерийских и гранатометных перестрелках в провинции Хама. Из-за недостатка информации о числе новых жертв судить сложно. Правозащитники сообщают о 40 погибших за последние сутки.
Когда готовился этот материал пришли сообщения, что в жилых кварталах Саракеба снайперы правительственных сил с крыш домов ведут прицельный огонь по отступающим повстанцам, и никто не может гарантировать, что жертвами этой стрельбы в очередной раз не станут гражданские лица. Бои в этом городе не затихают уже четвертый день.
Иранский поворот
Иранская тема также была заявлена в качестве первоочередных. Причем к началу саммита МИД Ирана заявил о поддержке мирного плана Клофи Ананна по Сирии. Вслед за этим премьер-министр и министр иностранных дел Катара шейх Хамад Бен Джасем Аль Тани заявил в интервью «Аль-Джазире», что его страна возражает против военной операции в Иране. Напомним, что в Катаре расположен штаб Центрального командования США, который координирует все операции Вашингтона на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Центральной Азии.
«Иранцы и американцы знают, что Катар против военного вмешательства в Иране», — подчеркнул шейх. С ним сразу же солидаризировались главы МИД других рабских стран и прежде всего иракский министр Зебари.
Напомнили о Палестине
«Мы понимаем, что приоритетом для саммита является обсуждение сирийского вопроса и сложной обстановки в этой арабской стране, но невозможно оставить палестинский вопрос в стороне на фоне провала мирного процесса и отказа Израиля прекратить поселенческую деятельность на нашей территории», — подчеркнул перед началом Багдадского саммита генсек Исполкома ООП Абед Раббо.
На самом форуме эту позицию отстаивает глава Палестинской администрации Махмуд Аббас, который, по информации арабских телеканалов, готовит в ООН новую инициативу по международному признанию Палестины и хочет в этом вопросе заручиться поддержкой руководителей государств арабского мира.