В ходе запланированной на сегодня встречи турецкого премьера с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом будут обсуждаться предстоящие переговоры с группой «5 плюс 1» (государства- члены Совета Безопасности, Германия и непосредственно ООН) по ядерной энергетической программе Исламской Республики, сирийский вопрос и рост межконфессиональной напряженности в Ираке.
Попытка Эрдогана
Как сообщили представители официальной Анкары турецкой газете Today’s Zaman, ожидается, что Эрдоган попытается убедить Ахмадинежада в том, что смена режима в Сирии неизбежна, а Тегеран, продолжая всемерно поддерживать Башара Асада, лишь способствует затягиванию конфликта. В турецких СМИ сразу последовали комментарии экспертов-международников, отслеживающих перипетии непростых отношений между Анкарой и Тегераном.
Например, профессор Нюзхет Кандемир из стамбульского Университета Бахчешехир полагает, что «в своем несогласии с режимом Асада Турция вряд ли предпримет какие-либо военные действия против Дамаска, что одновременно означает и допустимый предел напряженности в отношениях между Анкарой и Тегераном». Вообще, по мнению аналитика, «столкновение между Турцией и Ираном маловероятно, но соперничеству не будет конца».
Эрдоган также намерен разъяснить иранцам озабоченность Анкары по поводу «трансиракского» воздушного коридора, по которому Тегеран поставляет Сирии оружие. Багдад, кстати, при всем желании вряд ли был бы в силах перекрыть этот коридор, да и желания такого у лояльного Ирану премьер-министра аль-Малики, по-видимому, нет.
Впрочем, у Турции есть, что предложить Ирану в обмен на смягчение его политики в сирийском вопросе. В условиях западных санкций против Тегерана Турция остается одним из немногих весьма выгодных рынков сбыта для иранских компаний. Более того, в Турции отмечается рост иранских инвестиций. Как сообщает Турецкая ассоциация палат и бирж, число местных предприятий, финансируемых Ираном, в 2011 году достигло 590, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 41%. Причем турецкие бизнесмены готовы предоставить иранцам и новые объекты для прибыльных капиталовложений.
За «новую Сирию»
1 апреля в Стамбуле состоится встреча «друзей Сирии», куда Иран, как и на предыдущий аналогичный форум, прошедший в Тунисе, не пригласили. Россию, правда, пригласили, но Москва отказалась, считая, что сирийская оппозиция, объединение которой будет презентовано на этой встрече, не готова к диалогу с сирийскими властями, предусмотренному мирным планом экс-генсека ООН Кофи Аннана. Более того, по словам официального представителя МИД РФ Александра Лукашевича, Россия не верит в конструктивный подход сирийской оппозиции, которая выдвигает в адрес Дамаска «избыточные и невыполнимые требования», важнейшее из которых — немедленная отставка Башара Асада.
Впрочем, российское внешнеполитическое ведомство на днях сообщило, что в Москве ждут приезда делегации сирийской оппозиции для проведения двусторонних переговоров.
Около 300 участников двухдневной конференции оппозиции режиму Башара Асада, завершившейся во вторник в Стамбуле, признали Сирийский национальный совет (СНС) во главе с давним эмигрантом, профессором Сорбонны Бурханом Галиуном «официальным переговорщиком и представителем сирийского народа».
Сформированный осенью прошлого года СНС объединяет ряд оппозиционных партий и группировок, от организаций западников-либералов до сирийских «Братьев-мусульман», а также отдельных политических и общественных деятелей, проживающих в основном за пределами Сирии. Совет по-прежнему выступает за немедленное отстранение от власти действующего президента Башара Асада и скорейшее проведение парламентских выборов.
А в начале марта СНС объявил о создании «военного комитета по делам вооруженного сопротивления» для контроля за действиями антиправительственных вооруженных группировок в стране. По-прежнему, однако, не решен вопрос о том, как этот комитет будет координировать действия Сирийской свободной армии, командование которой во вторник тоже объявило об объединении своих боевых групп под единым руководством.
В итоговом документе, который представил Галиун, говорится, что «новая Сирия будет светской, демократической и абсолютно свободной страной». Предполагается, что после отстранения от власти Асада будет создано переходное правительство, которое проведет выборы во временный парламент. А он уже, в свою очередь, должен разработать новую конституцию.
Главной целью форума было доказать зарубежным государствам, поддерживающим сирийскую оппозицию, что она способна выступать единой силой, преодолевшей внутренние противоречия. Особенно актуальным этот вопрос стал после произошедшего в феврале очередного раскола в СНС.
«Большой саммит» в Багдаде
В среду министр иностранных дел Ирака Хишияр Зебари заявил, что ни на встрече глав МИД стран-членов Лиги арабских государств, ни на намеченном на четверг саммите руководителей этих государств не будет озвучено требование отставки президента Сирии Башара Асада. Напомним, что Кофи Аннан, посетивший на днях Москву и Пекин и собирающийся с новым визитом в Дамаск, является спецпосланником не только ООН, но и ЛАГ, и соответственно его план считается также и миротворческим проектом самой Лиги.
При этом Зебари подчеркнул, что ЛАГ поддержит идею мирной смены режима, но последнее слово в этом принадлежит самому народу Сирии. Ранее такую же позицию озвучил генсек Лиги египтянин Набиль аль-Араби.
Глава МИД Ирака также сообщил, что Сирия, членство которой в ЛАГ было приостановлено, не приглашена для участия в трехдневном «большом саммите» Лиги арабских государств, начавшемся во вторник со встречи министров экономики ЛАГ. «Но сирийская проблема будет одной из самых главных в повестке дня форума», — заключил Зебари.
В этой связи стоит напомнить, что премьер Ирака Нури аль-Малики месяц назад высказался за то, чтобы все же пригласить Асада в Багдад, но не нашел поддержки у коллег по Лиге. Причем в СМИ стран Персидского залива тогда появились комментарии, что эту инициативу аль-Малики озвучил «с подсказки Ирана».