В обоих районах дома исчерканы следами от пуль — напоминание о конфликте, длящемся уже почти четыре десятилетия и вспыхнувшем с новой силой в прошлом месяце, об уличных боях с автоматной и гранатометной стрельбой.
Все это усиливает опасения, что конфликт в Сирии, уже поляризовавший ливанских политиков и религиозные общины, может способствовать росту насилия в этой стране.
На улице Сирия, разделяющей суннитский Баб Теббанех и алавитский Джебель Мохсен, баннеры в поддержку Асада развеваются на ветру рядом с плакатами, требующими покончить с режимом.
По пятницам, после коллективной молитвы между двумя общинами часто возникают трения, и тогда улицу занимают солдаты, чтобы предотвратить дальнейшие столкновения. Всю неделю в округе дежурят бронетранспортеры.
«Когда армия уйдет, люди начнут убивать друг друга … Это будет война», — говорит житель Баб Теббанеха, назвавшийся Абдуллой.
Ливанская война «не закончена»
Напряженность в отношениях между двумя районами возникла в первые годы гражданской войны в Ливане 1975-1990 годов, когда отец нынешнего сирийского президента Хафез Асад направил свои войска в соседнюю страну; это военное присутствие продолжалось до 2005 года.
Алавиты в Триполи встали на сторону сирийских войск, а мусульмане-сунниты города поддержали палестинских бойцов, сражавшихся с войсками Асада.
«(Гражданская) война окончилась, но здесь она продолжается, — говорит один из лидеров суннитской общины Валид. — Жители Баб Теббанеха больше всего пострадали от сирийского режима».
«Не меньше 86 человек отсюда все еще считаются пропавшими без вести с 1980 года. Они пропали из-за сирийского режима, и мы не знаем, мертвы они или в тюрьме».
«Сейчас старые раны вновь раскрылись», — добавил он. Слова его подтверждают фотографии местных жителей, пропавших 30 лет назад, наклеенные на стены зданий в Баб Теббанехе.
Закария аль-Масри, имам мечети в районе Кеба, где чуть ли не каждую пятницу проходят протесты против режима Асада, говорит, что долг мусульман – поддержать восстание в Сирии.
«Сирийский народ страдает от несправедливости. Важно поддерживать тех, кому грозит несправедливость», — заявил он во время проходившей в начале марта демонстрации, участники которой размахивали флагами сирийских повстанцев, а дети писали себе на лбу лозунги «Свободу!» и «Долой!»
Алавиты в Джебель Мохсен, расположенном на склоне холма, с которого открывается роскошный вид на весь город, возражают, что враждебность по отношению к Асаду исходит от все более жесткого фундаменталистского течения суннитского ислама, которое, как они утверждают, постепенно захватывает город. Они говорят, что это течение хорошо вооружено и готово к решительной схватке.
«Мы заметили, как распространяется экстремизм, и никто не выступает против», — заметил в разговоре с западными корреспондентами человек, сидевший в кафе в одном из бедных кварталов района. Он рассказал, что некоторые умеренные суннитские шейхи в Триполи были заменены более консервативными религиозными деятелями. А затем добавил, что видел в последнее время больше мужчин с длинными бородами и в коротких рубахах «дишдаша» — признаки крайнего религиозного благочестия – причем некоторые из них не говорили по-арабски.
«Мы меньшинство. Ничто не защитит нас, кроме нашего оружия», — сказал другой житель района, считающий, что любой конфликт в Триполи распространится на столицу страны Бейрут, и на долину Бекаа.
«У нас много оружия, и мы покупаем — тяжелое и легкое оружие, все у нас есть», — сказал он.
Оружие в каждом доме
Оружие это постоянная тема разговоров в напоминающем пороховую бочку городе, и оно постоянно бросается в глаза.
Разговаривая у себя дома с корреспондентом «Рейтер», Валид с гордостью демонстрирует автоматическую винтовку М-16, а его сын хвастается автоматом Калашникова. Они говорят, что запасаются оружием на случай войны, которая, как они ожидают, вспыхнет в Триполи.
«Мы покупаем оружие, чтобы защитить себя. В каждом доме есть оружие, в зависимости от количества мужчин в доме», — рассказывает 52-летний отец троих детей, отец которого, по его словам, был убит сирийскими военными.
Его дети — два сына и дочь – тоже прошли боевую подготовку.
«Десятилетние мальчишки здесь умеют обращаться с оружием. Все мужчины учат своих сыновей обращению с оружием. Даже наши женщины, мы их обучаем».
«Я знаю людей, которые продали свои телевизоры и золото, просто чтобы купить оружие, — рассказал он. — Когда живешь в вакууме безопасности, вполне естественно защищать себя».
Житель Триполи по имени Мунир говорит, что кровопролитие в Сирии, где силы Асада совсем недавно обстреливали Хомс, пока у повстанцев не кончились силы сопротивляться, пробудило у ливанцев воспоминания об их собственной гражданской войне.
«То, что происходит в Сирии, отзывается здесь. Когда сыны Баб Теббанеха видят происходящее в Сирии, они вспоминают о событиях 1980-х годов», — сказал он, сидя в кафе неподалеку от этого мусульманского района.
«Все ждут подходящего момента»
Хотя обе стороны говорят, что готовы к сражению, никто не в силах предсказать, когда вспыхнет та искра, от которой может разгореться конфликт.
«Битва тут определенно будет, но вопрос в том, ради какой цели», — говорит Валид, по оценкам которого, у алавитов насчитывается от одной до двух тысяч бойцов, а у мусульман-суннитов — около 5 тысяч.
По его словам, «все ждут подходящего момента».
Большинство политических лидеров в Ливане, от суннитского премьер-министра Наджиба Микати до лидера шиитской «Хезболлы» Хасана Насруллы, пытаются предотвратить перетекание сирийского кризиса в сравнительно небольшую соседнюю страну.
Но сирийское восстание обнажило существующие в стране разногласия: Насрулла поддерживает Асада, а другие, в том числе лидер друзов Валид Джумблат и бывший суннитский премьер-министр Саад аль-Харири все громче осуждают жестокости его режима.
Один из местных алавитов, упомянув о полной лишений жизни в Триполи, отметил, что вовсе не случайно бедность так широко распространена в этом портовом городе.
«Мы оставлены здесь, как бедные, чтобы каждый раз, когда нужно пушечное мясо для очередной войны, можно было использовать нас», — сказал он, стоя недалеко от двух мечетей — одна суннитская, другая алавитская, и обе испещрены пулевыми отверстиями.
Другой сторонник сирийского лидера, сидя в машине, из которой звучали восхваляющие Асада песни, заявил, что алавитов с детства воспитывают в духе «борьбы до конца».
«Когда рождается ребенок, мы не приносим ему золото или сладости. Мы приносим ему пистолет. Это подарок ему, потому что он будет бойцом».