Закрыть

Праздники и приметы

Бои на улице Сирия

 

В обоих районах дома исчерканы следами от пуль — напоминание о конфликте, длящемся уже почти четыре десятилетия и вспыхнувшем с новой силой в прошлом месяце, об уличных боях с автоматной и гранатометной стрельбой.

Все это усиливает опасения, что конфликт в Сирии, уже поляризовавший ливанских политиков и религиозные общины, может способствовать росту насилия в этой стране.

На улице Сирия, разделяющей суннитский Баб Теббанех и алавитский Джебель Мохсен, баннеры в поддержку Асада развеваются на ветру рядом с  плакатами, требующими покончить с режимом.

По пятницам, после коллективной молитвы между двумя общинами часто возникают трения, и тогда  улицу занимают солдаты,  чтобы предотвратить дальнейшие столкновения.  Всю неделю в округе дежурят бронетранспортеры.

«Когда армия уйдет, люди начнут убивать друг друга … Это будет война», —  говорит житель Баб Теббанеха, назвавшийся Абдуллой.

Ливанская война «не закончена»

Напряженность в отношениях между двумя районами возникла в первые годы гражданской войны в Ливане 1975-1990 годов, когда отец нынешнего сирийского президента Хафез Асад направил свои войска в соседнюю страну; это военное присутствие продолжалось до 2005 года.

Алавиты в Триполи встали на сторону сирийских войск, а мусульмане-сунниты города поддержали палестинских бойцов, сражавшихся с войсками Асада.

«(Гражданская) война окончилась, но здесь она продолжается, — говорит один из лидеров суннитской общины Валид. —  Жители Баб  Теббанеха больше всего пострадали от сирийского режима».

«Не меньше 86 человек отсюда все еще  считаются пропавшими без вести с 1980 года. Они пропали из-за сирийского режима, и мы не знаем, мертвы они или в тюрьме».

«Сейчас старые раны вновь раскрылись», — добавил он. Слова его подтверждают фотографии местных жителей, пропавших 30 лет назад, наклеенные на стены зданий в Баб Теббанехе.

Закария аль-Масри, имам мечети в районе Кеба, где чуть ли не каждую пятницу проходят протесты против режима Асада, говорит, что долг мусульман – поддержать  восстание в Сирии.

«Сирийский народ страдает от несправедливости. Важно поддерживать тех, кому грозит несправедливость», — заявил он во время проходившей в начале марта демонстрации, участники которой  размахивали флагами сирийских повстанцев, а дети писали себе на лбу лозунги «Свободу!» и «Долой!»

Алавиты в Джебель Мохсен, расположенном на склоне холма,  с которого открывается роскошный вид на весь город, возражают, что враждебность по отношению к Асаду исходит от все более жесткого фундаменталистского течения суннитского ислама, которое, как они утверждают, постепенно захватывает город. Они говорят, что это течение хорошо вооружено и готово к решительной схватке.

«Мы заметили, как распространяется экстремизм, и никто не выступает против», — заметил в разговоре с западными корреспондентами человек, сидевший в кафе в одном из бедных кварталов района. Он рассказал, что некоторые умеренные суннитские шейхи в Триполи были заменены более консервативными религиозными деятелями. А затем добавил, что видел в последнее время больше мужчин с длинными бородами и в коротких рубахах «дишдаша»  — признаки крайнего религиозного благочестия – причем некоторые из них не говорили по-арабски.

«Мы меньшинство. Ничто не защитит нас, кроме нашего оружия», — сказал другой житель района, считающий, что любой конфликт в Триполи  распространится на столицу страны Бейрут, и на долину Бекаа.

«У нас много  оружия, и мы покупаем — тяжелое и легкое оружие, все у нас есть», —  сказал он.

Оружие в каждом доме

Оружие это постоянная тема разговоров в напоминающем пороховую бочку городе, и оно постоянно бросается в глаза.

Разговаривая у себя дома с корреспондентом «Рейтер», Валид с гордостью демонстрирует  автоматическую винтовку М-16,  а его сын хвастается автоматом  Калашникова. Они  говорят, что запасаются оружием на случай войны, которая, как они ожидают, вспыхнет в Триполи.

«Мы покупаем оружие, чтобы защитить себя. В каждом доме есть оружие, в зависимости от количества мужчин в доме»,  — рассказывает 52-летний отец троих детей, отец которого, по его словам, был убит сирийскими военными.

Его дети — два сына и дочь – тоже прошли боевую подготовку.

«Десятилетние мальчишки здесь умеют обращаться с оружием. Все мужчины учат своих сыновей обращению с оружием. Даже наши женщины, мы их обучаем».

«Я знаю людей, которые продали свои телевизоры и золото, просто чтобы купить оружие, — рассказал он. — Когда живешь в вакууме безопасности,  вполне естественно  защищать себя».

Житель Триполи по имени  Мунир говорит, что кровопролитие в Сирии, где силы Асада совсем недавно обстреливали  Хомс, пока у повстанцев не кончились силы сопротивляться, пробудило у ливанцев воспоминания об их собственной гражданской войне.

«То, что происходит в Сирии, отзывается здесь. Когда сыны Баб Теббанеха видят происходящее в Сирии, они вспоминают о событиях 1980-х годов», — сказал он, сидя в кафе неподалеку от этого мусульманского района.

«Все ждут подходящего момента»

Хотя обе стороны говорят, что готовы к сражению, никто не в силах предсказать, когда вспыхнет та искра, от которой может разгореться конфликт.

«Битва тут определенно будет, но вопрос в том, ради какой цели»,  — говорит Валид, по оценкам которого, у алавитов насчитывается от одной до двух тысяч  бойцов, а у мусульман-суннитов —  около 5 тысяч.

По его словам, «все ждут подходящего момента».

Большинство политических лидеров в Ливане, от  суннитского премьер-министра Наджиба Микати до лидера шиитской «Хезболлы» Хасана Насруллы, пытаются предотвратить перетекание сирийского кризиса в сравнительно небольшую соседнюю страну.

Но сирийское восстание обнажило существующие в стране разногласия: Насрулла поддерживает Асада, а  другие, в том числе лидер друзов Валид Джумблат и бывший суннитский премьер-министр Саад аль-Харири все громче осуждают жестокости его режима.

Один из местных алавитов, упомянув о полной  лишений жизни в Триполи, отметил, что вовсе не случайно бедность так широко распространена в этом портовом городе.

«Мы оставлены здесь, как бедные, чтобы  каждый раз, когда нужно пушечное мясо для очередной войны, можно было  использовать нас», — сказал он, стоя недалеко от двух мечетей — одна суннитская, другая алавитская, и обе испещрены пулевыми отверстиями.

Другой сторонник сирийского лидера, сидя в машине, из которой звучали восхваляющие Асада песни, заявил, что  алавитов с детства воспитывают в духе «борьбы  до конца».

«Когда рождается ребенок, мы не приносим ему золото или сладости. Мы приносим ему пистолет. Это подарок ему, потому что он будет бойцом».


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях