Выступая в Госдуме, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Александр Маслов предложил наиболее перспективный, по его мнению, вариант: «финансирование общественного телевидения за счет доходов от целевого капитала». «Мы предполагаем, что этот капитал может быть сформирован за счет публичного сбора денежных средств», — сказал министр.
В частности, речь идет о добровольных пожертвованиях физических и юридических лиц.
Следующий вопрос, взбудораживший общественность – возможность формирования общественного ТВ на базе уже существующих федеральных телеканалов. Как заявил депутат Владимир Федоткин (КПРФ), такой вариант достаточно проблематичен: «Лучше всего создать новый канал. Ведь если брать действующий, у него есть договоры с рекламодателями, с производителями контента, с сотрудниками, которые пришлось бы разрывать и переделывать. Пришлось бы решать много проблем» – сказал он.
«Ненужная идея»?
Но самым скандальным получилось выступление главы путинского предвыборного штаба кинорежиссера Станислава Говорухина, который раскритиковал проект в пух и перья. Свою речь он начал с главного: идея общественного ТВ — «ненужная». «Затевается дорогостоящее огромное дело, но, мне кажется, надо сначала навести порядок на остальных каналах. Государева воля — ничего больше не надо, надо один раз пристукнуть кулаком».
И закончил гордым: «Я не мог этого не сказать».
В этом вопросе у Говорухина найдется масса союзников. У многих представителей общественности инициатива Медведева уже вызвала скептический настрой.
Например, Владимир Познер, который вроде бы давно бьется за создание общественного ТВ, идею оценил, но в ее реализацию – не поверил. Популярный телеведущий, хотя и принимает участие в разработке концепции этого проекта, признает: «Я работаю в этой группе, мало веря в то, что будет то общественное телевидение».
Опыт Березовского
Подобные сомнения вполне понятны, стоит лишь вспомнить попытки Владимира Березовского создать первое общественно российское телевидение (ОРТ) в 1990-х годах.
Задуманный как общественный канал, ОРТ таковым никогда не являлся. С момента возникновения его называли «проповедью взглядов Березовского», являвшегося владельцем частного пакета акций. Со временем лучше не стало – когда канал перешел в распоряжение правительства, его обвинили в стопроцентной государственной пропаганде.
«Это телевидение имело такое же отношение к общественному, как Березовский к демократии и прогрессу», – заметил однажды теперь уже бывший генсек Союза журналистов России Игорь Яковенко. Сегодня Яковенко опасается повторения ситуации. «Мое отношение к созданию общественного телевидения в России крайне позитивное, однако, в данном случае возникает ощущение, что создается очередной муляж» – заявил он РБК.
Опасность «сплошной имитации»
Как известно, суть общественного телевидения заключается в его независимости от власти и рекламы. Не секрет, что появление в стране такого канала будет означать свободу критики, вольное выражение мнений и, что самое неприятное для власти – публичный диалог, в котором ей придется принимать участие.
«Сильно сомневаюсь, что нынешняя власть способна сделать действительно общественное телевидение, соответствующее этому названию. Если телеканал находится в собственности государства, наблюдателями должны быть представители разных политических партий, общественных движений. Они должны определять информационную политику, назначать главного редактора – не думаю, что у нас дойдет до этого, — сказал WordYou председатель демократической партии «Яблоко» Сергей Митрохин. – Или, возможно, общественному телевидению предоставят какую-то мелкую частоту. Когда остальные каналы останутся такими же подцензурными, лояльными к властям и нелояльными к оппозиции, как, скажем, НТВ».