Закрыть

Праздники и приметы

Президента Мали свалила война в Сахаре

 

Выступления военных, позднее объединившихся в «Национальный комитет по восстановлению демократии и государства», начались еще днем в среду. Поначалу их возмутило поведение министра безопасности и гражданской обороны Садио Гассама, не обратившего внимание на их жалобу на нехватку боеприпасов и продуктов питания в подразделениях, воюющих с туарегскими сепаратистами. Однако когда президент Тумани Туре в ночь на среду в своем микроблоге в «Твиттере» объявил их мятежниками, гнев военных обратился на главу государства.

Уже утром они захватили президентский дворец, ввели комендантский час, взяли под контроль гостелеведение и основные радиостанции, а затем сообщили, что в дальнейшем вся власть будет передана «вновь избранному правительству».

Трижды президент

Выпускник Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища Генерал Амаду Тумани Туре – уже дважды президент. Первый раз он пришел к власти в 1991 году еще в звании подполковника, свергнув военно-террористическую диктатуру Мусы Траоре, спустя чуть больше года, он передал власть гражданскому правительству. А вернулся во власть уже в 2002-м, победив на президентских выборах. В 2007 году переизбрался на новый срок. Тумани Туре можно назвать одним из последних африканских лидеров, сохранивших тесные связи с нашей страной. Его ближайшие соратники могут похвастать хорошим знанием русского языка.

Как рассказывали автору этих строк малийские политологи,  одно время даже заседания политбюро правящего «Альянса за демократию в Мали — Панафриканской партии за свободу, солидарность и справедливость» нередко проводились на русском – во избежание «лишних ушей».

Договориться не получилось

По возвращении во власть Тумани Туре с самого начала взял курс на поиск компромисса с туарегскими сепаратистами из Фронта освобождения Азавада, действующими не только в Мали, но и в сопредельных районах Алжира, Буркина-Фасо, Нигера и Ливии. Организовывал разного рода гуманитарную помощь районам Сахары, наиболее страдающим от засух, направлял туаргам помощь по линии возглавляемого лично им «Детского фонда». Но когда в туарегском движении верх взяли деятели, однозначно настроенные на создание независимого национального государства, стало ясно, что продолжение войны неизбежно.

Ситуация особенно обострилась после крушения режима Муаммара Каддафи в Ливии: масса туарегских боевиков, сражавшихся на стороне ныне покойного полковника, стала перебираться к сородичам в соседних странах, прежде всего в Мали и Нигере, власти которых не в силах контролировать границы в пустынных районах.

Эти люди привезли с собой немало новейшего оружия: на кадрах, размещенных в Youtubе, видно как они управляются с зенитными комплексами и разъезжают на бронетранспортерах. По-видимому, бойцы малийской армии не зря жаловались на нехватку боеприпасов. Надо сказать, что в числе их главных претензий к властям было и невнимание последних к семьям солдат, погибших в боях с сепаратистами.

Военных не услышали

Кроме того, ситуация осложняется из-за десятков тысяч беженцев (по данным телеканала «Аль-Джазира» их число достигает 200 тыс. человек), покинувших родные места из-за военных действий. Помощь перемещенным лицам тоже легла на плечи военных.

За последние несколько недель военные неоднократно обращались к командованию с просьбой помочь в решении самых острых проблем. Тщетно. Как рассказал WordYou политолог из соседнего Сенегала Боли Кан, ситуация действительно осложнилась со свержением Каддафи в Ливии: «Малийцы, и в первую очередь военные, все острее чувствовали, что президент не в силах сдержать наступление туарегских сепаратистов».


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях