Закрыть

Общество

Режиссер «Развод Надера и Симин» попал в опалу

 

В честь триумфа иранского режиссера на его родине планировалась торжественная церемония. Однако незадолго до мероприятия Министерство культуры и исламского просвещения Ирана наложило вето на проведение торжества.

Официальный Тегеран возмущен – в фильме режиссер выставляет напоказ неравенство между полами и «побуждает» иранцев покинуть свою страну.

Видимо, фильм получился чересчур  вольный для политических реалий современного Ирана.

Развод по-ирански

В «Разводе Надера и Симин», мы видим супружескую пару, жаждущую развода. Не находя для своей дочери перспектив на родине, женщина в разрез с намерениями мужа пытается эмигрировать из страны.

В начале фильма звучит вопрос закадрового судьи: «Вы считаете, что у нее нет будущего в нашей стране?». Режиссер на протяжении всего фильма ответа так и не дает. Может это и смутило властей?

Помимо вопроса миграции, семейная драма заставляет задуматься и о моральных запретах.  В частности, «не лги» и «не лжесвидетельствуй». Ведь  на протяжении всей киноленты две иранских семьи бессильно барахтаются в океане лжи и лицемерия.

Например, по сюжету наглая сиделка бросает на произвол судьбы беспомощного старика и начинает заигрывать с чужим мужем. А затем и лжесвидетельствует против него в суде.

«Эта история поднимает глобально значимые вопросы ответственности, субъективности, непредвиденных обстоятельств того, что значит «сказать правду», а так же говорит о том, какой тонкой может быть линия между непоколебимостью и гордостью – особенно среди представителей мужского пола – и эгоизмом, и тиранией», замечает  американский журнал Screen Daily.

Сказал слово – сел за решетку

В прошлом году, на церемонии награждения в Берлине Фархади объявил, что кино для него стало средством политического самовыражения. Что явно не обрадовало иранские верхи.

Ведь в последнее время кинематографисты Исламской республики стали позволять себе жесткую критику общества, и некоторые из них уже поплатились свободой и правом работать в профессии.

Под угрозой оказался и сам Фарханди. На одном из фестивалей режиссер имел неосторожность высказаться по поводу иранской цензуры, упомянув, в частности, арест своего коллеги Джафара Панахи. Правительство Тегерана сразу же встало на дыбы. Ведь в 2010 году Панахи, считающийся на Западе  лучшим из нынешних иранских режиссеров,  был брошен в тюрьму за «антиправительственную пропаганду» и участие в акциях оппозиции.

Благодаря такой «оплошности» Фарханди сам чуть не лишился возможности продолжать  творческую деятельность. Доделать «Развод» ему было разрешено лишь после публичных извинений перед правительством.

Эмиграция — не про меня!

«Долгое время именно кинематографисты облагораживали в глазах мира образ Ирана как страны. Сегодня можно говорить о новом этапе, когда кино Ирана отражает глубокий кризис общества. А профессиональный уровень таких фильмов, как «Развод», столь высок, что их можно смотреть, словно хичкоковские детективы — не отрывая глаз и с замиранием сердца», – пишет российский кинокритик Андрей Плахов в газете «Ведомости»

В минувшую субботу Асгар Фархади заявил, что, несмотря на обретенную им всемирную славу и вопреки упрекам со стороны властей о якобы звучащих с его стороны «призывах к эмиграции», он любит свою страну.

«Я обожаю свою Родину и не променяю ее. Я никогда не эмигрирую из Ирана!» – сказал режиссер. Затем, правда, добавил, что следующий фильм он будет делать за границей.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях