Как сообщает египетская газета «Аль-Ахрам», суд оправдал тюремного врача Ахмада Адиля на основании того, что показания потерпевших женщин «противоречили друг другу». Сам процесс начался в прошлом году с заявления заключенной Самиры Ибрагим о том, что в тюрьме ее подвергали насильственной проверке на девственность. Дело тогда рассматривалось в гражданском суде, который подобные «проверки» категорически запретил. Показательны обвинения, по которым Самира оказалась в тюрьме: «оскорбление сотрудников служб безопасности и нападение на них» на демонстрации против Высшего военного совета, руководящего страной после свержения Хосни Мубарака.
Пыточные тесты
Еще в июне прошлого года, как сообщает правозащитная организация Amnesty International, военные разрешили проводить среди женщин-заключенных «тесты на девственность». Заметим, что действовала эта постыдная «мера воздействия» до ее запрета в декабре 2011 года гражданским (не военным) судом. Теперь – новое судебное решение, на этот раз – военного трибунала. Оправдательный приговор тюремному врачу Адилю, который первоначально обвинялся не только в непристойных тестах, но и непосредственно в изнасилованиях (что сняли «за недоказанностью») теперь не может быть обжалован. Суд постановил, что никаких «проверок на девственность» не было.
«Эти пыточные тесты были, а приговор показывает, каким образом сегодня в Египте соблюдаются права женщин», — заявили по окончании процесса представители Amnesty International. «Никто не замарал мою честь, замарали честь Египта, но я продолжу свое дело до восстановления справедливости», — написала в «Твиттере» Самира Ибрагим.
«Отказ суда признать проводившиеся «проверки» испытания противоречит письменным показаниям нескольких общественных деятелей, которые обсуждали этот вопрос с несколькими генералами», — в унисон с Самирой заявил известный каирский правозащитник Адель Рамадан.
Другие женщины, подвергшиеся насилию со стороны тюремных медиков, как и Самира Ибрагим, были арестованы военными на площади Тахрир после отставки Хосни Мубарака в марте прошлого года. Теперь для всех них возник крайне неприятный прецедент — после закрытия дела, инициированного по иску Самиры, такая же судьба скорее всего ожидает и другие иски. Ведь судебный вердикт однозначен: «Ничего не было».
Но возмущенная реакция публики (и женщин, и мужчин), собравшейся у здания суда, заставляет сомневаться в том, что в этом деле поставлена точка. Еще большие сомнения возникают, учитывая начавшийся в воскресенье процесс вынесения недоверия правительству премьера Камаля аль-Ганзури, находящемуся под контролем военных.
Повороты в «деле НПО»
Скандал с деятельностью НПО, неожиданно обостривший отношения между Каиром и Вашингтоном, изначально вызвал большой резонанс среди египтян. Теперь же аль-Ганзури обвиняют в том, что власти, отпустив подсудимых-иностранцев, «предали интересы страны». Напомним, 19-ти из 43-х подсудимых, в том числе американским гражданам, под жестким давлением Вашингтона разрешили покинуть страну.
В противном случае Америка грозила лишить Египет 1,3 млрд. ежегодной военной помощи.
В рамках парламентского расследования депутаты Народного собрания (нижней палаты главного законодательного органа республики) вызвали в парламент министров правительства во главе с самим аль-Ганзури. Но премьер не пришел, и весь гнев депутатов обрушился на семерых членов кабинета. Когда же народные избранники поочередно стали призывать к отставке правительства, спикер Саад аль-Кататни перенес слушания на понедельник.
Надежда на новую конституцию
Дальнейшее развитие ситуации во многом зависит от «Братьев-мусульман» и салафитской партии «Ан-Нур». Исламисты уже давно заявляли о готовности сформировать коалиционное правительство с участием представителей различных политических сил страны. Однако нынешняя, временная конституционная декларация не позволяет парламенту всерьез влиять на деятельность правительства и, тем более, по своему усмотрению назначать премьер-министра. Пока все это в руках главы государства, обязанности которого пока исполняет фельдмаршал Хусейн Тантауи.
Но впереди – разработка и принятие новой конституции. Последние скандальные истории, как с «проверками на девственность», так и с «делом НПО» показывают, сколь велики политические риски, когда представительная власть столь слаба, как сегодня. Вероятно, исламистские партии постараются исправить такое положение вещей. И вряд ли коллеги из числа либералов и социалистов будут им в этом препятствовать.