Праздники и приметы
Украина вновь озвучила опасения относительно «Северного потока-2»
- Иван Синевский
Глава «Нафтогаза Украины» А. Коболев заявил, что окончание строительства второй очереди «Северного потока» может полностью лишить Украину транзитный возможностей. Более того, серьезные трудности начнутся и с реверсными поставками.
Ситуация вокруг «Северного потока-2» является одной из наилучших иллюстраций неотделимости политики от экономики, утверждающие обратно, либо крайне поверхностно разбираются в ситуации, либо вполне сознательно лгут.
Принципиально, что Россия не заинтересована в плате враждебному государству и старается минимизировать с ним торгово-экономические взаимосвязи. Парадоксальность ситуации в том, что открыто об этом говорить невозможно, поскольку это будет равносильно признанию агрессивных мыслей и действий. Кроме того, российские власти не желали бы полного отчуждения с Украиной, поскольку вполне четко разделяют враждебное правительство и народ.
Что же касается конкретно украинской ГТС, то неудачи с «Южным» и «Турецким» потоками, принуждают россиян пере свои планы по южному направлению. Северный поток не может полностью заменить украинский транзит сразу по двум соображениям. Во-первых, но не по важности, северный путь дольше и дороже. Что годится для Германии и Англии, при «спуске на юг» удорожается. Но, что еще важнее, не исключенный полностью транзит на Молдавию, например, может подвести украинскую ГТС к нерентабельности – расходы на ее содержание будут выше транзитного дохода при некоем минимуме поставок. Т.е., при формальном сохранении транзитного статуса, ГТС будет приносить Украине убытки. Интересны попытки Украины решить вопрос резким поднятием транзитной ставки. Но и тут ситуация не в пользу Украины – поскольку плата не согласована обоими сторонами, и пока будут идти новые переговоры и суды, ГТС начнет элементарно рассыпаться. По крайней мере, такую ситуацию видят крупные компании, в глазах которых «ГТС с проблемами» не является интересным активом. А, как раз продажа иностранной компании могла бы способствовать и большему порядку в транспортировке и выбить из рук россиян вполне реальный козырь возможности кражи объемов. Пока украинцы «не торопятся», а 2019 год, когда надо будет заключать новый контракт и когда может быть закончена вторая очередь северного обхода – не за горами.