Возможно, уже в апреле 2016 года украинцам предстоит оценить, стоила ли принесенных жертв отмена визового режима с Евросоюзом. Вопрос тем более риторический, поскольку большинство стран обошлись без торговой и гражданской войн.
Интересно, но голландский референдум, высказавшийся против даже более умеренной ассоциации Украины, не послужил сдерживающим фактором, напротив, складывается впечатление, что разрешение вопроса с безвизовым режимом даже ускорилось.
Поскольку отношения с Россией испорчены капитально, а для множества украинцев заработки за рубежом стали привычным делом, опасения еврочиновников насчет дополнительного наплыва иммигрантов имеют под собою основания. Кроме того, если, условно говоря, границы Шенгенской зоны сдвигаются на украинскую территорию, то перед украинскими властями возникает достаточно непростая задача противодействия нелегальным иммигрантам. Озабоченность нелегалами выразилась даже в том, что в проект соглашения об отмене визового режима включен особый пункт о приостановке, в случае неспособности властей эффективно контролировать границы.
Вопрос контроля границ интересен двояко. С одной стороны, он придает т.н. «АТО» дополнительный смысл пограничного контроля на линии разделения с Луганском и Донецком. С другой – пока не ясно, как эффективно будет закрыта граница с Белоруссией. Собственно, вся северная и восточная границы будут проверяться на прочность контрабандой и товаров и людей.
Решение вполне понятно – на западе Украины не будут демонтирована пограничная инфраструктура до момента получения уверенности, что новая граница «на замке».
Украинцев же «на замке» будет держать снизившийся жизненный уровень и понимание, что в Европе их не особо (а с учетом голландского опыта – так и вовсе «не») ждут. Конечно, возможно, что далее последуют некие меры, ведущие страну к невиданному, или, хотя бы умеренному процветанию. Остается терпеливо ждать, но с нехорошим чувством, что точно также в свое время говорили коммунисты.