Закрыть

Праздники и приметы

На выборах в Иране побеждают сторонники аятоллы

 

По неофициальным данным, явка избирателей составила около 65%, тогда как во время прошлых выборов в 2008 году она не достигла и 56%. В связи с большим наплывом желающих проголосовать время закрытия избирательных участков несколько раз переносилось – в итоге иранцы смогли проявлять свое волеизъявление аж до 11 часов вечера. Иранское МВД уже сообщило, что три четверти мест в меджлисе нового созыва достанется сторонникам аятоллы Хаменеи.

Даже в Тегеране, мэром которого ранее был президент Ахмадинежад и где, казалось, его позиции, достаточно прочны, партия главы государства Фронт продолжения Исламской революции получила лишь 11 мандатов из 30. Многие наблюдатели отмечают, что успех консерваторов обеспечило беспрецедентное обострение международного кризиса вокруг ядерной программы Ирана, когда США и Израиль стали открыто угрожать Тегерану войной.

Бойкот провалился

Подсчет голосов в Иране производится вручную, поэтому и официальные предварительные результаты могут быть оглашены не ранее вечера понедельника.

Всего на 290 мест в парламенте (меджлисе) претендовало более 3,4 тысячи кандидатов, Ведущая часть оппозиции («Зеленое движение», возглавляемое экс-кандидатами в президенты Мир Хоссейном Муссави и Мехди Карруби, а также Фронт исламского участия бывшего главы государства Мохаммеда Хатами) бойкотировала выборы. Те же, кто все-таки попытался провести в парламент своих людей, проиграли еще на предварительном этапе – Совет стражей конституции отсеял даже 33 действующих депутатов, не говоря уже о более тысячи «зарубленных» кандидатов.

Главными соперниками на выборах были два политических лагеря — сторонники президента Махмуда Ахмадинежада и приверженцы духовного (или «высшего») лидера аятоллы Али Хаменеи. Точная расстановка сил будет известна после второго тура выборов, который пройдет 16 марта. Но уже и сейчас ясно, что с огромным отрывом лидирует  «Абадгаран» — блок сторонников аятоллы.

Как заявил министр внутренних дел республики Мостафа Мохаммад Наджар, явка по стране превысила 64%, в Тегеране — 48 %, что свидетельствует о поддержке электоратом руководства, «одобрении курса на мирное освоение атома и непреклонности в противостоянии с Западом». А также о провале курса оппозиции на бойкот выборов. Даже четыре года назад, в ходе предыдущей кампании по выборам в парламент, в которой активно участвовали нынешние оппозиционные лидеры, активность избирателей составила 55,4%/

«Не нагнетайте страсти»

Глава иранского МВД, кстати, прокомментировал и субботнее заявление британского министра иностранных дел Уильяма Хейга о том, что выборы в Иране «проходят в атмосфере страха»: «Было бы удивительно, если бы Великобритания по-другому оценила выборы в Иране».

«Враги иранского народа пытались оказать воздействие на ход выборов. Их попытки завершились безрезультатно. Теперь они пытаются извратить реальность, поставить ее с ног на голову», — заявил министр Наджар, беседуя с корреспондентом иранского информагентства «Фарс».

Российский МИД, кстати, тоже отреагировал на иранские выборы, в отличие от Форин офиса призвав «не опережать события и не нагнетать страсти на пустом месте». Как подчеркнул официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич, эти «выборы очень важны. Ведь парламент будет влиять и на то, какими будут предстоящие в будущем году президентские выборы в Иране».


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях