Психологи Кентского университета доказали, что покупать подделку и прочий контрафакт людей побуждает своего рода охотничий азарт. Обладать недоступным многим предметом роскоши — вот главный мотив покупки поддельных товаров. Психолог Хюемей Бянь из университета Кента (University of Kent) в публикации в деловом вестнике Journal of Business Research описывает природу этого психологического мотива.
Психологи отыскали причину непрекращающейся популярности поддельных товаров у покупателей — это охотничий азарт, который управляет человеком в его стремлении обладать роскошной и дорогой вещью. Покупка заведомо контрафактной копии люксовой вещи наделяет людей ощущением принадлежности к некоему «узкому кругу избранных». Как правило, это наиболее часто встречающийся мотив для покупки подделки. По словам автора исследования Бянь, вторичной реакцией после приобретения контрафакта была смесь эмоций стыда и смущения с примесью позитивного гедонистического ощущения.
Ученые провели исследование на тему покупки подделок в Китае — столице мировых подделок (как по произодству, так и по потреблению). Психологи вычленили три фактора покупательского поведения, связанного с контрафактом: мотивация и стратегия преодоления трудностей; потребительская иерархия, основанная на незнании сферы подделок и неумении их отличить; а также риск, награда и самосознательные эмоции.
Опрошенные психологами респонденты легко поясняли свой «охотничий» азарт касательно приобретения подделок. Однако исследователи обнаружили доказательства того, что потребители склонны рационализировать свои неэтичные покупки — ведь речь идет о фальшивке, которую они приобрели незаконно. Чаще всего покупатель подделок объясняют приобретение контрафактной вещи тем, что подделку он не производил, а всего лишь купил, поэтому его личной ответственности в обмане настоящего производителя нет.