Зияутдин Увайсов, адвокат, председатель коллегии адвокатов «Традиция».
Тут может быть два варианта: либо этим сотрудникам была дана специальная установка, а значит, это делается для дестабилизации обстановки в республике, либо они так демонстрируют личную ненависть к религии Аллаха.
С уверенностью можно сказать одно – людей провоцировали. У жителя села Татляр, в доме которого это случилось, конфисковали много религиозных книг, чтобы проверить их на наличие экстремистских материалов, хотя они неоднократно ранее изымались и проверялись. Кораны они, конечно, не взяли, но демонстративно выбросили их в грязь и топтали. Надо сказать, что это не первый случай подобного вандализма в Дагестане. И чтобы прекратить это, мусульмане должны требовать привлечения к ответственности сотрудников силовых структур, причастных к надругательству. И добиваться для них реального наказания, а не формального выговора.
Всеволод Чаплин, протоиерей, председатель отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества.
Это, конечно, возмутительно и этого ни в коем случае нельзя было делать и допускать. Праведный гнев к террористам и их пособникам нельзя смешивать с ненавистью к верующим и их святыням. Это надругательство над религией и осквернение святыни, и в таких случаях православная церковь всегда выражает солидарность и поддержку представителям других традиционных верований, будь то ислам или иудаизм. Так недавно, когда совершились бесчинства в Храме Христа Спасителя, мусульмане выступили на стороне православных. И необходимо, чтобы эта практика межрелигиозного общения и поддержки продолжалась.
А в этом случае, я надеюсь, будут сделаны соответствующие выводы, а остальное – дело следствия и суда.
Абас Кебедов, сопредседатель общественной организации «Дагестан — территория мира и развития».
Осквернение священных книг есть вопиющий акт вандализма. Я уверен, что это действуют силы, которым нужно дестабилизировать и без того неспокойную обстановку в Дагестане. И не нужно удивляться, что они из правоохранительных структур. Разве мало в госорганах продавшихся людей? Под крышей государства легче всего творить беззаконие.
Отдельно хотелось бы сказать о преступном поведении местной власти, которая не только сама ничего не предпринимает, чтобы найти и наказать виновных, но и не позволяет это делать никому. Нам запретили проводить даже мирные митинги, что тоже ведет к нагнетанию обстановки.
Мусульмане сейчас расколоты, но мы не должны молчать, мы не должны позволять топтать наши священные книги. Я призываю всех мусульман выразить свой мирный протест и потребовать наказать преступников. А если власть не привлечет к ответственности их, то мы должны привлечь к ответственности власть.
Зубайру Зубайруев, политолог, начальник управления информационной политики и пресс-службы президента Дагестана.
В МВД по республике Дагестан официально отрицают информацию об осквернении священных книг. Министерство по национальной политике,
делам религий и внешним связям, духовное управление Дагестана, глава администрации проверили эту информацию, и она не подтверждается.
Но я пока не говорю, что кто-то врет. Надо разобраться, чтобы мы могли понять, кто из них все же врет. Или вы считаете, что миннац, духовное управление, администрация президента врут, а брат арестованного (разместивший в интернете фотографии растоптанных Коранов) – нет?
Ведь нет никаких видеосвидетельств того, что осквернение имело место (по рассказу потерпевшего, силовики приехали в село рано утром, когда люди еще спали – прим. WordYou), вполне возможно, что это был подлог. Поэтому нужны всесторонние разбирательства.
Однако, согласно официальному заявлению МВД, никаких насильственных действий по отношению к жителям не предпринималось, никто религиозную литературу не топтал и не вырывал листы из Коранов. К тому же, надо разобраться, что такое осквернение. Ведь кто-то может называть фактом осквернения то, что эта книжка упала на пол или что-то вроде того.
От редакции
На прошлой неделе в Афганистане солдатами НАТО были сожжены несколько десятков Коранов и другие религиозные книги. Это стало причиной грандиозных антиамериканских выступлений по всей стране. Министр обороны США Леон Панетта и командующий Международными силами содействия безопасности в Афганистане (ISAF) Джон Аллен тотчас принесли извинения афганскому народу, а через несколько дней президент США Барак Обама извинился за сожжение Корана в официальном письме президенту Афганистана Хамиду Карзаю.
В США объявили о проведении расследования действий американских военнослужащих.
А в Дагестане пострадавшим людям придется доказывать, что такие действия «имели место». И, в конце концов, выяснится, что Коран (или, по выражению Зубайру Зубайруева, «эта книжка») просто взял и упал на пол.