«Развод Надина и Симин» стал первой картиной из Ирана, удостоившейся престижной награды – ранее номинировавшиеся в 1997 году «Дети Небес» режиссера Маджида Маджиди уступили итальянской ленте «Жизнь прекрасна».
В своей речи на церемонии вручения наград в Лос-Анджелесе Фархади, который является также автором сценария, напомнил о напряженных отношениях, которые сложились у его страны с западным миром, сообщает «Ассошиэйтед пресс».
«В то время, когда политики обмениваются разговорами о войне, запугивании и агрессии, название их страны – Иран произносится здесь в свете ее славной культуры, богатой и древней культуры, которая давно уже скрыта под тяжелой пылью политики», — сказал он.
«Я с гордостью предлагаю эту награду людям моей страны, людям, которые уважают все культуры и цивилизации и презирают вражду и обиды».
Государственное телевидение Ирана поспешило назвать это событие «победой над Израилем». Дело в том, что в категории иностранных фильмов был также номинирован фильм израильского режиссера Йосефа Сидера «Примечание».
Иранский кинематограф уже много лет по праву считается одним из самых реалистичных и захватывающих в мире: достаточно вспомнить фильмы Аббаса Киаростами и Маджида Маджиди. Однако до сих пор ни одна из иранских кинолент не удостаивалась Оскара.
Израильским режиссерам также до сих пор не удавалось получить престижную награду, хотя на нее номинировалось уже десять фильмов этой страны.
Лента Фархади настолько понравилась жюри, что удостоилась даже редкой для иностранных фильмов номинации на Оскар за лучший сценарий. Перед этим она получила голливудскую премию «Золотой глобус».
Хотя «Развод», снятый в условиях действующей в Иране цензуры, далек от политики, в нем глубоко исследуются сложные социальные и религиозные нормы современного иранского общества. И то, что он взял «Оскара», кому-то в правительстве понравится, а кому-то вовсе нет, говорит режиссер: «Иранское правительство вовсе не столь единодушно».
Асгар Фархади выразил надежду, что «Развод Надина и Симин» поможет зрителям увидеть иранский народ в ином свете: «Если люди во всем мире попытаются увидеть друг друга через призму культуры, я считаю, что эта картина будет более реальной и более четкой».