Закрыть

Праздники и приметы

История вопроса

 

Дамаск – это символ мусульмано-христианской веротерпимости.

Город православного святого Иоанна Дамаскина, который вслед за своим отцом Серджуном ибн Мансуром заведовал казначейством при дворе омейадского халифа Абд ал-Малика ибн Марвана.

Город, давший последний приют, как общему с мусульманами христианскому пророку Иоанну Крестителю, так и грозе крестоносцев Салахуддину Айюби.

Город, на один из минаретов которого, согласно мусульманской традиции, должен спуститься накануне Страшного Суда Иисус Христос.

Сирия – это оплот арабской версии национально-окрашенного социализма.

И гарантом верности режима этому пути является правящая партия БААС – пожирающая все ростки общественной, политической и партийной жизни на протяжении долгих лет. Как и в других арабских странах, в Сирии партия, претендующая на власть и влияние, должна была вступать в альянс с армией, чтобы с ее помощью либо укрепить свои позиции, либо осуществить переворот, либо начать подавление несогласных. Остальные партии и организации либо нещадно подавлялись, либо кооптировались партией власти.

Именно оттого, что этого требовала неумолимая логика укрепления партии во власти, следующим шагом баасистов на пути к единству нации стала кооптация БААС всех близких ей по духу политических сил. Уже в 1972 году в Сирии было инициировано создание Национального прогрессивного фронта, в который кроме БААС вошли Сирийская коммунистическая партия, Движение социалистов-юнионистов, Арабский социалистический союз и Арабская социалистическая партия. Несогласные и отколовшиеся от этих партий были вынуждены уйти в подполье.

Но, даже подавив или кооптировав всех своих потенциальных конкурентов, партия власти на Востоке не могла быть уверенной в своем завтрашнем дне, пока  оставалась еще одна сила, не охваченная ею, – армия. Лидер сирийской БААС и президент страны на тот момент Хафиз Асад не мог доверить армию случайным людям, поскольку сам был выходцем из армейской среды. Оттого он на собственном опыте организации нескольких военных переворотов мог убедиться в ее своенравном характере.

Именно поэтому армия в Сирии не является такой самостоятельной силой, как в других странах. Здесь она в огромной степени подчинена партийному монстру БААС, который и управляет всеми процессами в стране.

Суннитским большинством сирийских мусульман управляет алавитское меньшинство. Алавиты в суннитской Сирии заняли все ключевые посты в правительстве, армии и службе безопасности. При этом алавиты являются сектой весьма далекой от догматов строгого единобожия ортодоксального ислама, допускающей элементы поклонения людям и даже небесным светилам.

Причем, засилье алавитов в политической и военной сфере суннитской Сирии было настолько сильным, что стало даже причиной протеста против подобной политики сирийских «Братьев-мусульман». Лишь под нажимом режима шиитские богословы Сирии в начале 1970-х годов вынуждены были признать алавитов одним из направлений шиитского ислама.

Сделано это было, чтобы снизить накал возмущения суннитов, преисполнявшихся праведным гневом по поводу того, что суннитской страной управляют, как утверждалось, фактически язычники. Но даже этот шаг не смог спасти Сирию от суннитского мятежа, который случился в начале 1980-х в городе Хама и был утоплен в крови отцом нынешнего президента – Хафизом Асадом.

Именно эти факторы заставляют многих наблюдателей говорить сегодня о мятеже суннитского большинства против алавитской верхушки.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях