Закрыть

Праздники и приметы

МАГАТЭ разочаровано, Иран — нет

 

Представители МАГАТЭ говорят, что вопрос о доступе инспекторов в Парчин поднимался еще во время январского, первого в этом году посещения Ирана инспекторами МАГАТЭ. Но и тогда, и теперь Тегеран ответил отказом. В свою очередь, СМИ Исламской Республики напоминают:  в 2005 году инспекторы МАГАТЭ дважды побывали в Парчине, но никаких следов ядерных испытаний не обнаружили. Так зачем же ломать копья?

Тем более, что на этой военной базе могут размещаться неядерные военные технологии, совсем не предназначенные для чужих глаз. Например, именно там расположен действующий уже около 20 лет полигон для проведения стендовых испытаний новых ракетных двигателей.

«Добрый» и «злой» следователи

Как бы то ни было, но именно Парчин, военный комплекс, расположенный в 30 километрах от Тегерана, в МАГАТЭ по-прежнему считают одним из мест, где могут проводиться работы по созданию ядерного оружия.

Подводя итоги двухдневного визита своих инспекторов в Иран, МАГАТЭ заявило, что сторонам пока не удалось достичь каких-либо договоренностей. «Были приложены значительные усилия для разработки документа, направленного на прояснение ряда вопросов, связанных с ядерной программой Ирана. Согласовать этот документ, к сожалению, так и не удалось», — говорится в заявлении, распространенном секретариатом МАГАТЭ.

Напомним, что в конце ноября 2011 года генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано обнародовал доклад, в котором говорилось, что Иран, вероятно, все-таки занимается созданием ядерного оружия. После публикации доклада в Израиле и США стали все чаще обсуждать возможность нанесения военных ударов по Исламской Республике.

Российский МИД тогда осудил бездоказательные обвинения, прозвучавшие из Вены. В то же время особый интерес в Москве вызвали действительно новые элементы доклада, подтверждавшие готовность Тегерана приступить к прояснению имеющихся у МАГАТЭ вопросов по «предполагаемым исследованиям» в прямом диалоге с агентством. О чем свидетельствовало посещение заместителем гендиректора МАГАТЭ Германом Накартсом в августе прошлого года ряда иранских ядерных объектов, на которые представителей агентства ранее не пускали.

Нынешнюю группу инспекторов возглавлял все тот же Накартс. Судя по всему, в Вене решили поиграть в «доброго» и «злого» следователя. Как это уже было с инспекциями МАГАТЭ в саддамовском Ираке, только тогда самые негативные оценки в адрес Багдада звучали из уст инспекторов, а руководство агентства в лице его тогдашнего гендиректора египтянина аль-Барадеи занимало более сдержанную позицию.

Впрочем, беспокойство Запада понять можно: на прошлой неделе Иран ввел в действие 3 тыс. новых центрифуг на предприятии по обогащению урана в Натанзе, доведя общее количество имеющихся там центрифуг до 9 тысяч.

На грани шпионажа

Подозрения, что некоторые инспекторы МАГАТЭ параллельно со своей официальной миссией могут преследовать иные цели, о чем свидетельствует их «нездоровый интерес» к военному комплексу в Парчине, появились у Тегерана еще несколько лет назад. Так, в 2010 году министр национальной безопасности Исламской Республики Гейдар Мослехи, выступая в телеэфире, прямо заявил:  «Среди отдельных лиц из числа инспекторов, присланных МАГАТЭ, есть шпионы из разведывательных служб. МАГАТЭ обязано нести за это ответственность».

О том же самом на днях говорил и посол Ирана в России Сейед Махмуд Реза Саджади, отвечая на вопрос  журналистов, почему инспекторы МАГАТЭ не могут попасть в Парчин:  «Не исключаем, что МАГАТЭ уже проводит разведку не ядерного потенциала нашей страны, а военного».

«Парчин» — это не ядерный, а военный объект. Однажды мы уже позволили инспекторам посетить его.  Ничего ядерного там никто не нашел», — заключил посол.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях