Закрыть

Праздники и приметы

Шестое покушение — не последнее?

 

Версий, как всегда, три: традиционная — происки Грузии, и две наиболее вероятные и тесно связанные между собой – местная политика и «привет» от местного же криминала.

«Я не пострадал, мне сейчас некогда», — это были первые слова, которые абхазский президент после покушения сказал журналистам. По предварительным данным, распространенным МВД республики, атака на  кортеж главы государства произошла сегодня, в 8 часов 25 минут.

Невеселый рекорд

Анкваб ехал на работу в Сухум из дома, где он проживает, в селе Лыхны Гудаутского района. На пути следования кортежа был заложен фугас. Его спрятали в железнодорожной насыпи в районе переезда, как это часто делали боевики Шамиля Басаева и Руслана Гелаева. После взрыва один из пяти автомобилей кортежа взлетел на воздух. Видимо, в нем и находился единственный погибший – охранник главы государства (трое  его коллег были ранены).

Неизвестные нападавшие (их было не менее трех), видимо, думая, что попали в автомобиль Анкваба, открыли огонь из автоматов, и, по некоторым данным, даже из гранатомета, пытаясь «добить» поврежденную машину. Когда охранники начали ответную стрельбу, террористы скрылись. В горах продолжаются их поиски.

Вот так Анкваб установил своеобразный невеселый рекорд среди всех руководителей государств бывшего Советского Союза: на него покушались шесть раз.

Грузинский след?

Предпоследнее покушение было в августе 2010 года. Неизвестные обстреляли дом Анкваба из гранатомета. Политик (тогда являвшийся вице-президентом Абхазии) получил осколочные ранения ноги и руки. Любопытно, что всякий раз, когда происходило очередное покушение, власти, да и сам пострадавший, если и называли какую-то версию случившегося, то только традиционную – грузинский след. Слов нет, обвинять Грузию в терроризме у абхазских властей оснований  немало .

«В течении многих лет в республику проникали боевики «Белого легиона», организации, созданной грузинскими спецслужбами из числа грузинских же беженцев из Абхазии. По некоторым данным, организация существует до сих пор», — рассказали WordYou  в МВД Абхазии.

Правда, никаких внятных доказательств того, что грузинские спецслужбы и подконтрольные им структуры проявляют активность за пределами Гальского района (там, кстати, их жертвами чаще всего оказываются местные грузины, сотрудничающие с властями Абхазии), пока абхазские силовики не приводили.

Опасные проверки

Более логичным представляется связывать покушения на Анкваба с силами внутри Абхазии. Первая напрашивающаяся причина тщательно подготовленного покушения на главу государства – парламентские выборы, предстоящие 10 марта.

Дело в том, что демократия в Абхазии имеет мало общего с демократиями соседних России и Грузии и является для Кавказа чем-то совсем уникальным.

Пропрезидентская «Единая Абхазия» является скорее конгломератом разрозненных политических сил, способных вести свою игру, чем местным аналогом «Единой России» или «Единого национального движения» Михаила Саакашвили. Национальные и местные интересы здесь играют гораздо большую роль, чем любые указания из центра. Депутат в Абхазии, несмотря на ограниченные полномочия здешнего парламента, не слепой исполнитель воли президента или лидера фракции, а, прежде всего, лоббист своего района или кланово-этнической группы, человек, который должен (обязан!) выполнить взятые на себя обязательства. Все это, разумеется, превращает предвыборную кампанию в весьма напряженный процесс с высокими ставками. Особенно это касается последних лет, когда в республику пришли инвестиции, а значит, у многих появились надежды и не всегда реалистичные ожидания.

Каждый сколько-нибудь заметный политический игрок старается заручиться поддержкой влиятельных сил в госструктурах. Так, вся Абхазия сейчас обсуждает конфликт между президентом Анквабом и главой МВД Леонидом Дзапшбой. После избрания нового главы государства в прошлом году в милицейском ведомстве неоднократно проводились прокурорские проверки. Чаще всего это связывают с поддержкой, которую оказывали милицейские чины конкуренту Анкваба на президентских выборах, Сергею Шамбе. И подобный конфликт у главы государства – не единственный. В каком из них дело может дойти до покушения, сказать сложно.

Воровская месть

Наконец, в деле о покушении может быть след местной организованной преступности. С именем Анкваба, возглавлявшего в советское время МВД республики, вообще связывают попытки навести порядок в стране. Лозунг борьбы с коррупцией и преступностью был основным в ходе его предвыборной кампании. Придя к власти, глава государства принялся рьяно выполнять предвыборное обещание. «Самым впечатляющим примером этой борьбы стала приостановка деятельности миграционной службы по обвинению во взяточничестве и вымогательствах у иностранцев, прибывающих на работу в Абхазию», — подчеркнул наш собеседник в абхазском МВД.

Новый президент перешел дорогу даже тем, кого здесь трогать опасаются больше всего – местным ворам в законе.

Не секрет, что эта высшая уголовная каста всегда находилась в Абхазии на особом положении, даром, что большинство из членов так называемой «сухумской воровской семьи» — этнические грузины, выходцы из Сухума и Гальского района. Не в последнюю очередь это объясняется последствиями абхазской войны начала девяностых.

В прессе неоднократно сообщалось, что одним из финансистов абхазских вооруженных формирований был вор в законе Аслан Усоян (дед Хасан). У него до сих пор есть дом в Абхазии, куда, по некоторым данным, он уехал после совершенного на него покушения в Москве в 2010 году.

Впрочем, грузинские войска во время абхазской войны так же не брезговали помощью воров в законе. Между тем, с конца прошлого года в Абхазии началось наступление на позиции криминальных авторитетов. Так, в конце прошлого года были аннулированы абхазские паспорта трех влиятельных воров в законе, Мераба Бахия (по кличке «Баха-Баха»), братьев Гелы и Гизо Кардава. Как установило следствие, эти документы были им незаконно выданы. В целом аннулировано порядка 30 незаконно выданных паспортов. Их обладателей арестовывают и высылают из страны. Подобные акции президент обещал продолжить.  Уже только это невольно заставляет предположить, что покушение на него может быть не последним.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях