Сотрудники силовых структур быстрым маршем проехались по 5-ти населенным пунктам в Дербентском районе: поселкам городского типа Дагестанские Огни и Мамедкала и селам Татляр, Берикей и Чинар. Все эти населенные пункты расположены вдоль федеральной трассы М-29. То есть, судя по всему, места зачисток были выбраны по уровню удобности: далеко ехать не надо.
21 февраля Дербентский район посетила группа правозащитников из «Мемориала», чтобы побеседовать с пострадавшими жителями и составить заявления. По их данным, в каждом населенном пункте забрали по одному человеку, а в селе Берикей арестовали четверых.
«Силовиков было много – около 100 человек, которые въезжали в села на БТРах, машинах марок УАЗ и КАМАЗ. Все — в камуфляжной форме, масках и бронежилетах», — рассказал житель села Берикей.
По данным правозащитников, посетившим села вскоре после зачисток, операцию проводили сотрудники Центра «Э», ОМОНа и бойцы спецназа. Судя по голосам, среди них были как «приезжие русские», так и дагестанцы. Сотрудники силовых структур блокировали улицы, врывались в нужный дом, избивали жильцов и переворачивали все вверх дном, попутно прихватывая все, что приглянулось. При этом они, конечно, не называли имен, не предъявляли документов и не объясняли причину обысков.
По рассказу одного из потерпевших – жителя села Татляр 24-летнего Мухтара Бахмудова, силовики приехали в село рано утром, когда люди еще спали.
«Я вышел во двор, чтобы совершить омовение перед утренним намазом, как вдруг сзади ко мне подошел человек в маске и с автоматом и, ни слова не говоря, ударил меня прикладом по голове», — рассказал Мухтар.
Потом силовики ворвались в дом Бахмудовых, выволокли во двор 63-летнего отца Мухтара Абдурагима и 38-летнего брата Мусу. На улице всех троих жестоко избили и оставили лежать на морозе несколько часов.
Мать и сестру с маленькими детьми силовики заперли в детской комнате, а сами провели обыск, в ходе которого, конечно, обнаружили гранату и патроны.
«Они вели себя как бандиты – порвали и растоптали несколько Коранов, которые брат привез из Медины после учебы, забрали наши телефоны, ноутбук, религиозные книги, деньги – все, что я накопил за 4 года работы на стройках», — рассказал Мухтар.
Брата и отца Мухтара силовики забрали тоже — увезли в Дербентский РОВД. Абдурагима на следующий день отпустили, а Мусу зачем-то из Дербента отправили для допроса в махачкалинский ИВС. Что это будут допросы «с пристрастием», правозащитники не сомневаются.
«Я не понимаю, почему все это произошло. Хотя в Дагестане такое часто происходит, но не в нашем районе», — говорит брат арестованного.
Действительно, Южный Дагестан, и в частности Дербентский район – относительно спокойное место, которое не славится наличием боевиков, террористическими актами, режимами КТО и боевыми операциями – тут, по сравнению с другими районами, тихо. Но силовики в Дагестане, при необходимости могут сделать «громкой» любую территорию. А иначе, зачем они нужны, если тихо все?
Очевидно, что эта зачистка не являлась карательной операцией, как это часто бывало в других районах, а неким превентивным ударом, запугиванием людей, чья единственная вина, помимо подброшенных гранат и патронов, — чересчур усердное соблюдение норм ислама, что, по мнению оперативных структур, автоматически делает их опасными, а фактически – обреченными.