Закрыть

Колонки

Уроки 9.11

 

Уж десять лет прошло  — как летит время.

Помню первые кадры тех событий, и свою реакцию —  потрясение, нежелание верить:  это неправда, этого просто не может быть!

Через несколько дней журнал «Time» пригласил меня поговорить о связи между подобного рода насилием и исламом.  Я тогда четко и ясно заявил: «Как и у многих других обозревателей, у меня есть сомнения относительно фактов. Но поскольку некие мусульмане заявили, что действовали во имя моей религии, я должен занять определенную позицию и осудить эти ужасные террористические акты. Ничто не может оправдать их. Они не только не исламские, они антиисламские».

Тогда  еще не вполне представлял себе все последствия этих событий. Я не мог осознать полный  масштаб того, что  вскоре назовут «войной с исламским терроризмом». Но очень скоро стало ясно, что мы являемся свидетелями переломного момента. Причем реакция американцев была столь же благородной, сколь и великодушной. Несмотря на  все то, что сообщалось в СМИ, несмотря на весь политический хаос, 66% граждан Америки  не связывали эти теракты с исламом. Многие спешили помочь своим соседям-мусульманам, защитить местную мечеть. Это было впечатляющее зрелище.

Затем президент Джордж Буш поставил американских граждан, особенно мусульман, перед выбором. Или вы с нами, или с террористами. Американские граждане, и мусульмане, оказались в тупике, особенно когда несколько недель спустя им пришлось поддержать вторжение в Афганистан, как  реакцию на 11 сентября. Какая связь между невинными афганцами, которые должны при этом погибнуть, и Усамой бин Ладеном, было неясно.  Тем не менее, выбора не было: или вы с нами, или с террористами – таков был девиз.

Я считал, что можно быть и против одного, и против другого.

Теракты 11 сентября необходимо осудить ясно и бесповоротно, но точно так же неоправданна и война в Афганистане и, в более широком смысле, так называемая «война с терроризмом».

Но нужно было взглянуть правде в лицо: мир изменился. Ради собственной безопасности приходилось смириться с тем, что за нами наблюдают, нас допрашивают и подозревают. Наши общественные и  политические права, так же как и самое главное из прав человека – презумпция невиновности – оказались под вопросом.

К  сожалению,   чем масштабнее насилие, тем жестче меры безопасности. Уже десять лет – получив в дополнение еще одну «оправданную» войну в Ираке —  мы наблюдаем за тем, как растут страх, подозрительность и отчуждение.

Большинство мусульман, как на Западе, так и в мусульманских странах, стали все чаще объяснять свою позицию. Они не только выступали с осуждением терактов,  но и старались объяснить истинную природу ислама. По всему миру проводились конференции, симпозиумы и лекции, чтобы стереть с ислама это клеймо.

Удалось ли нам это за десять лет?

Нынешняя ситуация и цифры вызывают озабоченность: подавляющее большинство на Западе имеют очень негативное представление не только об экстремистах, но и об исламе в целом.  В настоящее время 72% американцев считают, что мусульмане представляют проблему в Соединенных Штатах.

В мусульманских странах такая же ситуация. Десятки, возможно, сотни тысяч погибли в результате собственно террористических актов, или пали жертвами так называемой «войны с терроризмом»,   которая  считается    оправданной  мерой  возмездия. Последствия 11 сентября – помимо Афганистана и Ирака  — неизмеримы. Мусульманам постоянно приходится доказывать, что они  — «умеренные».  Ведь  они воспринимаются как подозрительные. Часто приходится слышать: «Не все мусульмане террористы, но так получается, что все террористы – мусульмане» — утверждение, которым оправдывают преимущественно негативное освещение ислама в СМИ и любую дискриминацию по отношению к мусульманам.

Недавно нам сообщили, что Усама бин Ладен убит. Перевернута еще одна страница довольно зловещей истории; пора двигаться дальше. Арабские  революции доказали, что массовые ненасильственные протесты способны сотрясать диктаторские троны. Чувствуется прилив энергии, хотя ничего еще неясно и будущее неопределенно. И вполне может оказаться так, что главной из достигнутых свобод будет для мусульман свобода интеллектуальная и психологическая.

Пора перестать защищаться, постоянно извиняться за свою веру и убеждения. Война против умов мусульман уже принесла свои разрушительные плоды, и в долгосрочной перспективе она может оказаться даже более опасной, чем «война с терроризмом». Миллионам мусульман совершенно необходимо сопротивляться чувству отчужденности, напуганности, неопределенности, отсутствию уверенности в себе.

Жить не в соответствии с суждениями других, а так, как подсказывает чувство собственного достоинства.

Возможно, 11 сентября научит нас самой важной из всех духовных заповедей ислама: интеллектуальное и психологическое освобождение это два необходимых условия свободы. В своей духовной, интеллектуальной и социальной борьбе мусульмане должны почерпнуть смелость быть свободными.

Потому что свобода имеет цену, которую нужно быть готовым заплатить.

 

Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета, президент исследовательского центра в Брюсселе «Европейская мусульманская сеть». Английская версия текста опубликована на сайте профессора www.tariqhamadan.com


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях