ДНК амёбы-слизевика как оружие иммунной обороны

Ученые из Женевского университета (University of Geneva, UNIGE) обнаружили, что человеческая ДНК может выступать в качестве иммунной обороны организма от вирусов. Микробиологи в журнале Nature Communications пояснили механизм такой защиты на примере клеточного слизевика Dictyostelium discoideum, живущего во влажном листовом опаде в лесах и тоже обладающего врожденной антивирусной защитой, как и у людей.

Швейцарские ученые исследовали поведение и способ оказывать сопротивление вирусу у одноклеточной амебы — клеточного слизевика Dictyostelium discoideum, обитающего в лесах умеренного климатического пояса. Как и человеческая клетка, эта амеба при встрече с патогенной бактерией действует аналогично: убивает инородные тела внутри самого фагоцита и за пределами клеток. Такой иммунный механизм есть только у людей и высших животных — ученым давно это известно.

Микробиологи из университета Женевы решили провести эксперимент на клеточном слизевике, чтобы узнать потенциальный способ противостояния генетическим заболеваниям иммунной системы. Слизевик состоит из бактерий-хищников, и когда нет еды, они объединяются и образуют т.н. слизевик — «мини-животное» из более чем 100 тысяч клеток. Спящие споры в этом новообразовании-слизевике будут выживать без пищи, пока ветер или другие капризы природы не «посеют» их в благоприятную среду. Там гетеротрофы вновь прорастут и найдут себе пищу. Состав слизевика такой: 20% клеток идет на плодоножки, а 80% становится спорами. Менее 1% клеток сохраняют фагоцитарные функции — это дозорные клетки, примитивная врожденная иммунная система слизевика. Эти клетки играют ту же роль, что иммунная оборона — у животных.

Именно этот 1% клеток слизевика использует фагоцитоз и ДНК-сеть для уничтожения бактерий, которые поставили бы под угрозу выживание слизевого сгустка. «Таким образом, появление иммунной системы у животных — это всего лишь более развитая версия иммунной обороны слизевика», поясняет микробиолог Тьерри Солдати, автор исследования.